Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

то в реализации права на законную индивидуальную и коллектив-ную оборону, признаваемого ст. 51 Устава Организации Объеди-ненных Наций, каждая из них поможет участнику или участникам, подвергшимся нападению, предприняв такие действия, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и обеспечить безопасность в районе Северной Атлантики».

Вместе со ст. 9 договора - она предусматривала создание Постоянного Совета, способного собираться с необходимой опе-ративностью, и предполагала создание таких «дополнительных органов», как Комитет военных представителей - эта статья со-держала в зародыше и политические проблемы, и возможности организационной эволюции Североатлантического договора. С по-литической точки зрения, формулировка ст. 5 делала гарантию взаимной обороны не автоматическим обязательством, оставляя заинтересованным сторонам задачу определения тех действий, которые они сочтут необходимыми для отражения возможного акта агрессии. Это ограничение (отличавшее пакт от Западного союза, в котором обязательство взаимной военной поддержки всеми имеющимися в распоряжении участников средствами дек-ларировалось в ст. 4) было связано с установлениями, которым подчинялась американская администрация, не позволявшими ей принимать решения о возможном объявлении войны без одобре-ния сената США. Но именно этот аспект создавал проблему, не один раз встававшую внутри Атлантического союза - проблему надежности американских гарантий. Если не представляло сомне-ний, что Соединенные Штаты, заключив Атлантический договор, нарушили традицию своей внешней политики, взяв на себя обя-зательство «в политическом плане» гарантировать европейское устройство от угроз его пересмотра, то представлялось сомни-тельным, чтобы американский сенат мог принять быстрые и не-медленные решения в случае конфликта, который он счел бы не таким, чтобы ставить под угрозу безопасность Соединенных Штатов - концепция по сути своей связанная с изменением по-литической ситуации.

И все-таки намерения изначально создать на базе союза его собственную организацию и обеспечить возможности ее развития выявили свое значение несколько месяцев спустя, как только изменения, происшедшие с осени 1949 г. по июнь 1950 г. в меж-дународной военной ситуации, сместили акценты из сферы пре-имущественно политических гарантий в сферу необходимых во­енных гарантий.

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 731

9.2. Победа коммунистов в Китае и война в Корее. Японский вопрос

9.2.1. Послевоенный период за пределами Европы

В течение двух лет сразу после войны основное политическое противоборство двух сверхдержав происходило на европейском театре действий и в сердце Европы, в Германии. И это совершен-но понятно, поскольку предпосылкой биполярности был демон-таж европоцентризма и трансформация европейской имперской системы в системы американской и советской сфер влияния.

Значение европейского кризиса и его хронологическое пер-венство не должны, однако, побуждать предавать забвению тот факт, что, начиная по крайней мере с 30-х годов, в изменениях системы международных отношений доминировала тенденция к растущей взаимозависимости между различными географически-ми регионами, на которые сверхдержавы проецировали отныне свою деятельность.

Так, Латинская Америка входила в сферу временного жестко-го международного контроля со стороны Соединенных Штатов, в том числе и благодаря Межамериканскому договору о взаимной обороне от 2 сентября 1947 г. (более известому как Пакт Рио), и вскоре образованной Организации американских государств (ОАГ), - 2 мая 1948 г., после более чем месячных переговоров, проходивших в Боготе. Если Африка еще была едва затронута первыми проявлениями антиколониальной борьбы, то в зоне, простирающейся от Восточного Средиземноморья до Дальнего Востока, в результате краха на данной территории колониальной системы и появления новых причин для конфликтов, был запу-щен механизм быстрых трансформаций, за короткий срок ради-кально изменивших соотношение политических сил в полосе го-сударств к югу от Советского Союза.

Тем не менее, эти изменения или же их отсутствие не имели немедленных последствий по отношению к основной оси бипо-лярности, доминировавшей в международных отношениях того периода. В то же время в Восточной Азии и, в особенности, в Японии, Китае и Корее, то есть в географических зонах, в отно-шении которых Советский Союз проявлял непосредственную за-интересованность, ощущалась взаимосвязь традиционного при-сутствия русских со столь же сильным западным, прежде всего, американским присутствием. Если европейские конфликты не имели сразу видимых последствий в этом регионе, то две стороны

732