Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

Результаты этого совпадения включали заметное наложение друг на друга, более или менее сознательное, двух планов развития со­бытий. В представлениях общества, в особенности в Италии и во Франции, процесс атлантических переговоров касался не измене­ния военно-политического содержания Западного союза, а в большей степени - расширения его политической сставляющей с целью превратить его в ядро более широкого и наделенного дей­ствительными полномочиями европейского организма. За этими представлениями, как бы прикрываясь ими и запутывая последую­щий ход событий, шел атлантический переговорный процесс. Вплоть до первых месяцев 1949 г. не представлялось очевидным, что эти два ряда событий касаются различных институтов. Евро­пейский идеал отражался на процессе атлантических переговоров, и если каким-то образом он в результате претерпел изменения, то, с другой точки зрения, удалось придать пакту европейский аспект, который, возможно, был для него чуждым. Необходимо, следовательно, учитывать это переплетение при рассмотрении как истоков процесса европейской интеграции, так и истоков формирования западных союзов.

9.1.3. КОНЕЦ АМЕРИКАНСКОГО ИЗОЛЯЦИОНИЗМА

Преобразовать Брюссельский пакт в более широкий союз стремились англичане, рассматривавшие эту возможность для подтверждения своей роли посредника между Соединенными Штатами и Европой. Французы видели в нем способ укрепить свое первенство на континенте, превратив новый союз в отправ­ную точку движения как для континентальной Европы, так и для новой Германии, которая тем временем начинала создаваться. Трумэн обещал Западному союзу американскую помощь, однако для того, чтобы обещание трансформировалось в реальность, ему надо было развязать некоторые критические узлы. Эта проблема неформальным и секретным образом обсуждалась в ходе серии встреч (сегодня известных как переговоры в Пентагоне - Pen­tagon Talks) американских, канадских и британских представите­лей (за исключением французов, этим глубоко обиженных) в марте-апреле 1948 г. В ходе состоявшихся встреч американцы стремились понять, в какой степени европейская инициатива была самодостаточной, и насколько именно в этом качестве она могла легитимизировать шаги, которые американская админист­рация должна будет предпринять в дальнейшем. В этом смысле в результате переговоров американцы пришли к выводу, что только

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 725

расширение Западного союза может сделать реальным договор об обороне, направленный против советской «угрозы». А с другой точки зрения, те же переговоры дали англичанам повод стре-миться к немедленному укреплению Брюссельского пакта как ав­тономной военной структуры.

В этой обстановке Трумэн и государственный департамент могли ориентироваться на принятие настойчивых призывов евро-пейцев о том, чтобы обещанная помощь стала действенной, од-нако в рамках, которые поставили бы Великобританию в менее доминирующее положение, усилив, напротив, континентальный и североатлантический характер соглашения. С этой целью пре-зидент, вынужденный в тот момент сотрудничать с конгрессом, где преобладала республиканская оппозиция, предпринял поли-тическую инициативу, необходимую чтобы получить полномочия для продвижения в желаемом направлении. Благодаря сотрудни-честву между заместителем госсекретаря Робертом Ловеттом и председателем Комиссии по внешней политике американского Сената республиканцем Артуром Ванденбергом, приверженцем интернационалистской миссии Соединенных Штатов и поддерж-ки этой миссии со стороны «двухпартийной» коалиции, была об­суждена и затем одобрена 11 июня 1948 г. той же Комиссией по внешней политике резолюция, которая позднее стала известна, по имени предложившего ее сенатора, как «резолюция Ванден-берга». В документе провозглашались некоторые основные прин-ципы американской внешней политики и, в частности, в качестве цели для президента намечалось «присоединение Соединенных Штатов, посредством конституционной процедуры, к тем регио-нальным и коллективным соглашениям, которые базировались бы на постоянном и действенном стремлении к самозащите и к взаимопомощи и затрагивали бы интересы национальной безопас-ности Соединенных Штатов».

Резолюция представляла собой исторический поворот в аме-риканской внешней политике, поскольку порывала с традицией, восходившей к завету Джорджа Вашингтона, в соответствии с которой Соединенные Штаты не должны участвовать в «связы-вающих союзах» за пределами Западного полушария. Генри Кис­синджер в своей книге «Дипломатия», напоминает, что именно документ госдепартамента, предназначенный для иллюстрации «различий между Североатлантическим договором и традицион-ными военными союзами», развязал дискуссию с использованием исторического анализа семи договоров, заключенных между 1815 г. («Священный союз») и 1939 г. (советско-нацистский пакт). В дей-ствительности документ разъяснял, что Атлантический пакт, отнюдь

726