Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

9.1.2. ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ЕВРОПЕИЗМА

Столкновение или, возможно, явное переплетение европеист-ских инициатив и правительственной дипломатической деятель-ности произошло вскоре после подписания Брюссельского пакта. В течение многих месяцев представители европейского движе-ния, вдохновителем которого тогда был Черчилль, а движущей силой - Дункан Сэндис, зять Черчилля и представитель британ-ской консервативной партии, работали для создания паневро-пейской организации, которая способствовала созыву конгресса, задуманного с целью конституирования «Европейского учреди-тельного собрания». Этот замысел характеризовался очевидным стремлением английских консерваторов проводить политику па-раллельную, но отличающуюся от политики их внутренних про-тивников - лейбористов, доминировавших благодаря Бевину на дипломатической сцене. Консерваторы стремились следовать в кильватере американской активности, начало которой положил план Маршалла. В течение всей второй половины 1947 г. и пер-вых месяцев 1948 г. велась упорнейшая работа, завершившаяся в ноябре 1947 г. созданием в Париже Комитета по связям движений за европейское объединение. Задача Комитета состояла в мобили-зации общественного мнения путем подготовки его к восприятию обсуждаемой темы - объединение, которое теоретически должно было бы распространиться на весь континент, но которое, с учетом позиции Советского Союза могло ограничиться лишь Западной Европой. Инструментом такой мобилизации должен был стать Европейский конгресс в Гааге 7-10 мая 1948 г.

Деятельность правительств, подписавших договор о Западном союзе, в определенном смысле продемонстрировала их воспри-имчивость в отношении концепции европеизма и в то же время стремление воспрепятствовать тому, чтобы общественное движе-ние ускользало из-под строгого контроля дипломатии. Это вызва-ло как недоверие английских лейбористов к новому проекту, так и отказ немалого числа парламентариев других европейских стран присоединиться к предпринятой инициативе. Будущие протаго-нисты европейской дипломатической инициативы, такие, как Ро-бер Шуман, Де Гаспери и Аденауэр лишь слегка поучаствовали в подготовке Конгресса и не принимали участие в самом форуме. Когда он собрался, стало очевидным доминирование представи-телей британской консервативной партии и некоторых француз-ских политиков - таких, как Поль Рейно и Поль Рамадье, кото-рые стремились придать Конгрессу большой пропагандистский резонанс, но также направить движение в безопасное русло.

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 723

Сам по себе конгресс в Гааге имел действительно огромный международный резонанс. Впервые ряд наиболее авторитетных представителей почти 20 европейских стран заявили о своем же-лании действовать параллельно правительствам для того, чтобы с помощью давления со стороны граждан, подталкивать их в на-правлении создания европейской федерации, необходимой для мира между народами. Однако за провозглашением высоких целей не последовало эффективных решений. Дискуссии носили дли-тельный, изматывающий характер, выявляя различия концепций и политических проектов, вдохновлявших участников конгресса. Между теми, кто побуждал к быстрому созыву европейского уч-редительного собрания, и теми, кто стремился минимизировать результаты конгресса, был достигнут компромисс. В соответствии с принятой резолюцией, от правительств заинтересованных стран потребовали срочного созыва «европейской ассамблеи, избранной парламентами стран-участников» с целью продолжить политико-пропагандистскую деятельность и, более конкретно, разработать планы, необходимые для постепенной реализации политического и экономического Европейского союза.

Для того чтобы не растерять сильный резонанс, вызванный конгрессом, организовавшие его координаторы решили как мож-но скорее конституировать ассамблею, обозначенную в качестве главной цели в резолюции, заключавшей работу конгресса. Эта установка в июле 1948 г. дала толчок деятельности, которая в мае 1949 г. привела к решению о создании Совета Европы, ассамб-леи, состоящей из представителей, делегированных парламентами стран-участников. Совету придавались только консультативные функции; его первое заседание открылось 10 августа 1949 г.

Основополагающее значение данного этапа европейской по-литики объясняется двумя соображениями. Первое касается того обстоятельства, что для модификации результатов голосования конгресса, организованного автономными политическими движе-ниями, инициаторы создания Совета Европы должны были по-грузиться в дипломатию, вести переговоры с европейскими прави-тельствами о природе нового организма и констатировать полное нежелание государственных органов уступить Совету какие-либо функции, помимо чисто консультативных.

Второе соображение касается того, что процесс переговоров о создании Совета приобрел в общественном мнении значение дискуссии о будущем европейских институтов. Эта дискуссия также имела большой резонанс в прессе, но она проходила одно-временно с процессами, которые тем временем вызревали внутри Западного союза и привели к созданию Атлантического пакта.

724