Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

подсчитано, что в аэропортах Западного Берлина американский самолет приземлялся каждые две минуты; в город доставлялось около 7-8 тысяч тонн грузов в день. Итак, конфликт, иницииро-ванный Советами, был выигран в техническом отношении, и план помешать созданию Федеративной Республики Германии или, по крайней мере, добиться изгнания западных союзников из Берли-на, провалился.

Во время блокады дипломатические контакты между двумя сторонами, однако, не прервались. В начале июля 1948 г. воен-ные губернаторы союзных оккупационных зон встретились с маршалом Соколовским для поисков путей выхода из кризиса, но ответ маршала был четким: блокада будет продолжаться, пока Запад не откажется от планов учреждения правительства Запад-ной Германии. Послы трех западных стран в Москве, руководи-мые американцем У.Б. Смитом, в августе потребовали встречи со Сталиным и Молотовым. Встреча состоялась 2 августа, советский диктатор был жизнерадостен, в примирительном настроении и готов предложить компромиссные формулировки по таким вопро-сам, как, например, отсрочка уже принятых решений, советское участие в контроле над Руром, хождение в Берлине только марки советской зоны. Советы соглашались, на продолжение подготовки к созданию Федеративной Республики Германии, но выражали свою негативную позицию по этому вопросу, не превращая его, однако, в ингредиент берлинского кризиса. С жизнерадостностью и гибкостью Сталина контрастировало поведение Молотова, не-примиримая позиция которого убедила западных дипломатов, что бесполезно продолжать диалог, и, напротив, надо использовать возможности, позволяющие добиться большого политического успеха.

Только в начале 1949 г. ситуация была разблокирована. 30 ян-варя Сталин в интервью американскому журналисту дал понять, что есть надежда на достижение компромисса: блокада могла быть снята при условии, что союзники вынесут вопрос о создании Фе-деративной Республики Германии на сессию Совета министров иностранных дел, который обсудил бы германскую проблему. Из-менение было очень небольшим, но четким: принципиальная оп-позиция в отношении политики союзников уступила место усло-вию, которое могло быть легко выполнено прежде, чем была бы создана Федеративная Республика Германии. Сталин не выдви-нул других условий.

Вопрос обсуждался в период между февралем и началом мая 1949 г. В коммюнике от 5 мая, подписанном представителями че-

Глава 8. Единая политика реконструкции или несколько политик? 711

тырех оккупационных держав, объявлялось, что блокада закончит-ся 12 мая, а 23 мая начнется сессия Совета министров иностран-ных дел. Таким образом, ситуация быстро возвращалась к нор-мальному состоянию. Возможно, единственная политическая цена, которая была заплачена Западом, был отказ от полного включения Берлина в Западную Германию. Его избранные пред-ставители должны были принимать участие в заседаниях феде-рального парламента (бундестага), но без права голоса. Кроме того, четыре сектора города остались под символическим совмес-тным управлением союзников. В западных секторах оккупация была облегчена, насколько это было возможно, и осталась как бы внешним проявленим присутствия союзников, и в то же время напоминанием о прошлом, как гарантия в связи с присутствием Советов. Западные союзники оставили за собой задачи, связан-ные с разоружением и демилитаризацией, контролем над внеш-ней политикой и торговлей, а также контроль за финансовыми потоками.

После кризиса Берлин коренным образом изменился. С тех пор город был надолго разделен на две части: одна часть стала витриной западного метода решения проблем реконструкции, другая часть зеркально отражала советский подход к решению тех же проблем и позволяла Советскому Союзу находиться в сердце Европы. Коммуникации между двумя частями города были зат-руднены, а со временем оказались и вовсе парализованными, по-рой они провоцировали новые мини-кризисы. Итак, в центре Германии оставалась открытой проблема, которая постоянно поддерживала чувство неуверенности, служила индикатором бо-лезненного состояния обеих частей города.

Блокада Берлина получила широкие отклики как в Европе, так и во всем мире. Именно в день окончания блокады военные губернаторы приняли основной закон, т.е. Конституцию Федера-тивной Республики Германии. 23 мая в Париже началась запла-нированная сессия Совета министров иностранных дел, которая продолжалась до 20 июня и закончилась безрезультатно. У Сове-тов была возможность предстать наиболее твердыми сторонниками восстановления единства Германии, в то время как Запад заявлял об отказе от немедленного достижения единства. В действитель-ности, по завершению процесса ратификации Основного закона ландтагами заинтересованных земель состоялось заседание герман-ского федерального парламента, который провозгласил создание Федеративной Республики Германии, а затем избрал первого кан-цлера новой республики - главу ХДС Конрада Аденауэра. 21 сен-тября союзные военные власти признали новое правительство.

712