Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

решения о создании Федеративной Республики Германии. 11 июня несколько раз временно прерывалось наземное движение в Бер-лин и в самом городе. Но настоящим поворотным моментом стало решение союзников провести в Западной Германии собственную денежную реформу, которая предусматривала обмен денег: после этого в двух частях Германии появилась разная валюта с различ-ной реальной покупательной способностью.

Решение валютного вопроса было одним из важнейших мо-ментом в оздоровлении экономической ситуации в Германии и в ее включении в сферу действия плана Маршалла. Действительно, в начале 1948 г. в стране ходили три вида бумажных денег: силь-но девальвированная довоенная немецкая марка; марка, напеча-танная оккупационными властями и признанная на паритетной основе как валюта с номинальной стоимостью; марка, напечатан-ная Советами на матрицах, предоставленных им союзниками, и пущенная в Германии в оборот в неизвестно каком количестве. Оккупационные марки, напечатанные Советами, имели ту же стоимость, что и другие оккупационные марки, и так же могли обмениваться на немецкие марки в режиме валютного паритета.

Это соответствовало принципу руководства германской эконо-микой как единым целым, но денежная система не подлежала ни-какому эффективному контролю, и, более того укрепляла рубль, который в Берлине обменивался наравне с оккупационной маркой и, следовательно, с немецкой маркой. Опыт первых послевоенных лет был слишком горьким, чтобы позволить сохраниться - в кон-тексте происходивших политических изменений - беспорядку в этой важной сфере. Отсюда родилась потребность в денежной ре-форме, которая поставила бы ситуацию под контроль.

18 июня стало днем осуществления реформы в западных зо-нах: была выпущена новая марка (западная марка); ее можно было обменять по курсу одну марку за десять любых марок, ко-торые ходили на германском денежном рынке. Достаточно было самой по себе реформы, чтобы вызвать враждебную реакцию Со-ветов. Проблема Берлина могла лишь ее ужесточить. Что же все-таки произошло с валютным режимом в городе? Англо-амери-канские проекты предполагали для бывшей столицы отдельную валюту, но реформа дала маршалу Соколовскому возможность обвинить союзников в намерении разрушить экономическое единство Германии, предусмотренное Потсдамскими соглашения-ми, и затем отвергнуть предложение западной валюты для Берли-на. Предлагалось, чтобы в городе под четырехсторонним контро-лем получила бы хождение денежная единица, которую Советы использовали в своем секторе. Более того, Соколовский приказал

Глава 8. Единая политика реконструкции или несколько политик? 709

не допускать хождение западной марки в Берлине, потому что город был экономически включен в советскую зону оккупации.

В ответ Запад напомнил, что ни одна из четырех оккупацион-ных держав не имела права принимать решения за других, и каж-дая из них вводила в своем секторе оккупации новую немецкую марку, не разъясняя, вводится ли новая денежная единица также и в советской части Берлина.

Репрессалии не заставили себя долго ждать. Между 22 и 25 июня коммунисты из СЕПГ предприняли ряд попыток вос­препятствовать вступлению в силу решений западных держав в берлинском магистрате. Советы объявили о введении своей «не-мецкой валюты» и 22 потребовали, но безрезультатно, ее призна-ния как легальной валюты также и для Западного Берлина. В ат-мосфере возникшей напряженности подобные предложения были отвергнуты, и тогда Советы полностью блокировали железно­дорожное, наземное и речное сообщение между Берлином и За-падной Германией. Они не блокировали воздушное сообщение, потому что это, очевидно, вызвало бы вооруженные инциденты.

В мире все глаза были устремлены на Берлин, потому что си-туация, складывавшаяся в прежней германской столице, казалась взрывоопасной и, вместе с тем, символичной. Взрывоопасной, потому что напряжение могло бы вылиться в вооруженное столк-новение, если принять во внимание намерение Сталина взять город под полный контроль. Символичной, потому что ответ За-пада на блокаду раскрыл бы реальную ценность американских обязательств в Европе. Блокада означала невозможность снабжать берлинцев, проживающих в западных секторах, используя назем-ные коммуникации. Существовала опасность, что с быстрым исто-щением запасов, берлинцы вынуждены будут согласиться с совет-скими требованиями, и тогда западные силы могут либо покинуть город либо оставаться там в униженном состоянии, потерпев по­литическое поражение.

Это был один из тех моментов, когда Трумэн проявил стой-кость. Необходимо было обеспечить жителям Западного Берлина поставки такого количества помощи, которые сорвали бы совет-ские планы. Было подсчитано, что необходимо отправлять в За-падный Берлин для выживания его граждан по крайней мере 3 500 тонн грузов в день (прежде всего, продуктов питания и го-рючего), и единственно возможным путем оставались воздушные коридоры - довольно опасные, поскольку их нельзя было нару-шить, не рискуя изменить характер кризиса и превратить его из политического в военный. В считанные недели был полностью укомплектован мощный воздушный флот. В феврале 1949 г. было

710