Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

тов. Круг замкнулся, а вместе с ним угасли надежды, что Чехосло-вакия сможет остаться связующим каналом между двумя враждеб-ными мирами и экспериментальной сферой для прокладывания национального пути к демократическим и социальным рефор-мам. Ошибка, совершенная чехословацкими коммунистами (и их советскими сторонниками), заключалась в недооценке психологи-ческих последствий их выступления. Если до этого момента совет-ская политика воспринималась с недоверием, но с пониманием, то с тех пор ее стали оценивать более чем сурово. Коминформ решил издавать свою газету «За прочный мир, за народную де-мократию», но пражские события послужили противоядием в больших дозах против пропагандистских призывов, которые это издание распространяло в Европе. Возможно, название газеты выражало реальные опасения, что новая американская политика нацелена на войну, поскольку эта политика является результатом «атомной дипломатии», то есть дипломатии, исходившей из усло­вий превосходства, созданных атомной монополией, но этим опасениям противостояли сообщения о массовых репрессиях во всех странах Восточной Европы, на которую и, в самом деле, опустился «железный занавес».

Репрессированный чехословацкий коммунист Артур Лондон в своей книге «Дознание» рассказал о жестоких методах режима, которому повсюду мерещились враги: в собственных рядах и в рядах политических противников. Если до февраля 1948 г. те, кто верил в существование советской угрозы в Европе, были в мень-шинстве, то после этого число тех, кто поверил в нее, выросло неимоверно. Пражские события в значительной мере повлияли на результаты выборов в Италии 18 апреля 1948 г., где коммунис-ты потерпели серьезное поражение, они также отразились и на позициях западных социалистов.

8.4.4. «БЛОКАДА БЕРЛИНА» И СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ

Положение Берлина давало Советам еще одну возможность оказать сопротивление созданию западного блока, и в особеннос-ти, помешать интеграции между Великобританией, Соединенными Штатами, Францией и Западной Германией. Согласно решени-ям, принятым в конце войны, в Берлине, который был оккупи-рован войсками четырех держав, хотя и находился географически внутри советской зоны, действовал режим, аналогичный тому, что распространялся на всю остальную Германию. Город также был поделен на четыре сектора оккупации, управляемых как еди-

Глава 8. Единая политика реконструкции или несколько политик? 707

ное экономическое целое четырехсторонней Комендатурой. В ок­тябре 1946 г. к ней присоединился избранный всеобщим голосова­нием Берлинский магистрат, в котором 80 % мест принадлежали СДПГ, ХДС и Либерально-демократической партии, а просовет­ская СЕПГ располагала менее чем 20%.

Столь сложная ситуация, основанная на предпосылке дости­жения легкого соглашения четырех победителей (в противном случае ситуация могла легко перерасти в кризисную), порождала два основных вопроса. Первый касался ответственности за оказа­ние помощи населению города, разрушенного войной; второй был связан с предыдущим и касался коммуникаций между западны­ми секторами Берлина и западными зонами оккупации Германии. По первому из этих вопросов Советы, озабоченные трудностью решения проблемы, отклоняли, возможно слишком поспешно, любые предложения, возлагавшие на них оказание помощи, не­обходимой для выживания населения целого города, и требовали, чтобы каждая оккупационная держава взяла бы на себя снабже­ние населения отведенного ей сектора.

Подобная трактовка проблемы предполагала соглашение о поставках помощи и в жесткой форме ставила вопрос о коммуни­кациях между западными секторами Берлина и соответствующи­ми зонами Германии. По этому вопросу военные коменданты заключили ряд соглашений, благодаря которым к ноябрю 1945 г. три западные державы получили возможность использовать же­лезнодорожные пути, автострады, речное судоходство и три четко очерченных воздушных коридора для коммуникаций, не подлежа­щих какой-либо форме контроля. Более того, по мнению амери­канского генерала Клея, «было согласовано, что все перевозки -воздушные, речные и железнодорожные — ...не подлежат какой-либо форме контроля или инспекции со стороны таможенных или военных властей».

Напряженные ситуации, возникавшие за пределами Берлина, систематически отражались на деятельности союзной комендату­ры, а также на условиях жизни горожан в зависимости от разных секторов оккупации, разделение на которые еще не превратилось в жесткий раскол, как это произошло позже. Первые осложнения начались в марте-апреле 1948 г., когда советское командование информировало союзников, что с этого времени передвижения людей из западных зон оккупации Берлина и обратно подлежат контролю, а потому требуется обращаться с запросом на получе­ние разрешения от советских властей. Это был первый шаг, за которым последовали столь же односторонние действия в то вре­мя как конференция шести в Лондоне приближалась к выработке

708