Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 8. Единая политика реконструкцией или несколько политик? 695

неустойчивой, потому что проявлялось стремление к обеспечению занятости и одновременно осуществлялся, по крайней мере на бумаге, демонтаж промышленных предприятий в счет репараций. Однако положение несколько выравнивалось благодаря полити­ке эффективной американской помощи. План чрезвычайных мер по оказанию помощи американской зоне оккупации Германии {Government Aid and Relief in Occupied Areas - GARIOA) уже начал реализовываться и предусматривал поставки, даже превышавшие по объему те, что затем поступали по плану Маршалла. Но воп­рос, в сущности, был политический и касался взаимоотношения между попытками конструктивно изменить внутреннюю ситуа­цию в Германии и сохранением режима четырехсторонней окку­пации под контролем Верховного союзнического командования. Иначе говоря, в то время как в остальной Европе разрыв между союзниками стал очевиден и должен был лишь обрести институ­циональные формы, в Германии еще сохранялась видимость че­тырехстороннего согласия, что тормозило любую одностороннюю инициативу.

Кроме того, закрадывалась неуверенность в связи с медлен­ным процессом законодательного оформления плана Маршалла в оперативную программу. В первой части плана поставок, на ос­нове которой была создана Европейская программа реконструк­ции, четко определялась квота этих поставок, предназначенных также и Западной Германии. Но вместе с тем еще должна была сказать свое слово дипломатия, которая была занята поисками решений, пока что мало убедительных.

Сессия СМИД в Москве прекратила работу в апреле с обяза­тельством продолжить свои заседания осенью того же 1947 г. Со­вет министров иностранных дел возобновил работу в Лондоне 25 ноября 1947 г. и завершил ее в обстановке открытого разрыва. Выступления обеих сторон жестко противостояли друг другу. Все взывали к необходимости единой Германии, но каждый рисовал ее будущее в соответствии с собственным видением. Маршалл пришел к выводу, что соглашение невозможно и бесполезно про­должать дискуссии. Молотов снова резко повторил, что американ­цы хотят только одного - освободиться от обязательств, налагае­мых Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями. В сущности, это было правдой, потому что западные союзники к этому времени уже решили приступить к созданию Тризонии. Министр иностранных дел Франции Бидо, несмотря на то, что ему пришлось преодолеть сильное личное предубеждение и противодействие во Франции, с которым ему, как он и думал, предстояло столкнуться по возвра-

696

Часть 3. Холодная война

щению на родину, на последней стадии конференции вместе с Бевиным и Маршаллом обязался поддержать проект объединения трех зон. Это было не официальное решение, но важная предпо-сылка и точное указание нового курса, которому теперь намере-ны были следовать западные союзники в германском вопросе.

В первой половине 1948 г. были сделаны решительные шаги в этом направлении. 9 февраля 1948 г. англичане и американцы пришли к согласию в вопросе о создании временного германско-го правительства в Бизоний. Вследствие внезапного выступления коммунистов в Праге представители французского, английского и американского правительств, договорившись прежде со странами Бенилюкса о проведении конференции по Германии, обнародо-вали 6 марта заявление, в котором объявили, что достигли согла-сия «установить тесное взаимное сотрудничество с оккупацион-ными властями Западной Германии по всем вопросам, связанным с работой Европейской программы реконструкции». Точного ин-ституционального проекта еще не существовало, и потому фран-цузы склонялись к образованию германской конфедерации, свя-занной довольно непрочными узами. Апогей кризиса пришелся на 20 марта.

После провала сессии Совета министров иностранных дел, со-стоявшейся в Лондоне, Советы продолжали соблюдать формально-сти четырехстороннего контроля, что дало им основание для выра-жения ряда резких дипломатических протестов против политики, проводимой западными союзниками, в частности, по вопросу о запрещении деятельности объединившей социалистические и ком-мунистические силы Социал-демократической единой партии Гер-мании, которая была создана под советским влиянием в зоне, ок-купированной Красной армией. Причины озабоченности западных союзников были ясны и заключались в опасении, что присутствие подобной партии могло бы повлиять на позиции Социал-демокра-тической партии Германии и коммунистов в Западной Германии. Это грозило увлечь их идеей создания единой социалистической партии для всей Германии, что спровоцировало бы провал уже задействованных проектов.

В марте 1948 г. вопрос обсуждался неоднократно и в очень острых формах. 20 марта состоялось заседание Союзного кон-трольного совета, в котором участвовали американский генерал Льюшиус Д. Клей, английский генерал Робертсон, французский генерал Кениг и советский маршал Соколовский. Тремя днями раньше был подписан Брюссельский договор, в котором нашла отражение новая ориентация западной политики. Соколовский сразу же предложил, чтобы Союзный контрольный совет обсудил