Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 8. Единая политика реконструкцией или несколько политик? 657

Этого настоятельно требовали задачи европейской реконструк-ции: Германия являлась частью Европы, и реконструкция всей Европы без Германии осуществлялась бы более медленно. Бирнс затронул также политические аспекты германской проблемы. Он поставил под вопрос границу с Польшей и отметил понимание Соединенными Штатами того, что Рур должен остаться частью Германии; он рассуждал с некоторой напыщенностью о различии между немецким народом и нацизмом и добавил, что спустя год после войны наступил момент для четкого выбора: следует предо-ставить немцам возможность самоуправления.

Казалось, это противоречит присутствию американских войск на германской территории, которое американцы старались сделать наименее обременительным, но в отсутствие мирного договора с Германией вопрос нельзя было решить иначе. Соединенные Шта-ты предлагали, чтобы его подписание произошло в четко опреде-ленные сроки, но, как пояснил госсекретарь, это оказалось невоз-можно, поэтому появилась необходимость предпринять односто-ронние инициативы: «Соединенные Штаты не могут облегчить страдания, нанесенные Германии войной, которую развязали ее лидеры. Но Соединенные Штаты не намерены никоим образом ни увеличивать эти страдания, ни препятствовать немцам искать свой выход из этого тяжкого состояния при условии, что они будут соблюдать принципы свободы и следовать по пути мира. Амери-канское правительство намерено вернуть немецкому народу пра-вительство Германии. Американский народ намерен помочь не-мецкому народу вернуть ему достойное место в международном содружестве свободных и мирных государств».

Речь шла о жестком ответе, целью которого было намерение объявить о подлинном изменении союзнической ориентации или, по крайней мере, о важном политическом повороте. При этом оставалась некая возможность для сомнений, является ли речь Бирнса ясным проявлением окончательно сделанного выбора. И действительно, 12 сентября министр торговли администрации Трумэна и экс вице-президент Рузвельта, Генри Уоллес, высту-пил с речью, которая получила широкий политический резонанс; он критиковал Бирнса и жесткий антисоветский курс. Некоторое время спустя стало известно, что текст речи был просмотрен и одобрен Трумэном - это заставило сомневаться в последователь-ности президентской политики. Бирнс поставил своего рода воп-рос о доверии, и, хотя мнение Уоллеса получило определенную поддержку в американском политическом мире (например, вдовы Рузвельта Элеоноры), Трумэн заявил, что он поспешил одобрить текст, который сам едва успел просмотреть, но установки которо-

658

Часть 3. Холодная война

го не приемлет; в то же время он разделяет концепции, которые Бирнс излагал в Штутгарте. Уоллес подал в отставку и ушел из правительства, недолгие разногласия быстро себя исчерпали. Ос-тался только отзвук различных толкований, то есть тень сомне-ния, будто Трумэн хотел оставить за собой запасной выход на случай — довольно маловероятный — что реакция на речь в Штутгарте будет полностью негативной.

Выступление Бирнса было лишь первым публичным заявле-нием об изменении курса, которое вызревало в течение несколь-ких месяцев. За это время изучалось его значение и последствия, поворот курса рассматривался как альтернатива соглашению че-тырех и проекту гарантий, разработанных госсекретарем - в ре-зультате он выражал конец определенной фазы американской внешней политики и начало перемен.

Внешним проявлением этого поворота стало подписание 12 де-кабря 1946 г. договора, который привел к полному объединению британской и американской зон в Германии, созданию англо-американской Бизоний и к расширению возможностей герман-ской политической жизни. Имелись и внутренние аспекты подго-товки соответствующих кругов в США и Европе к инициативам, которые правительство Соединенных Штатов решительно пред-приняло после назначения в начале января 1947 г. на пост гос-секретаря генерала Джорджа К. Маршалла. Маршалл был ветера-ном неудавшейся миссии в Китай, направленной на сдерживание или элиминирование коммунистических сил. Итак, он принял на себя обязанности госсекретаря, заранее подготовившись к этой роли и хорошо понимая кризисную ситуацию, сложившуюся как в Европе, так и в Азии.

8.3. Поворот американской политики в Европе