Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ99

границы или искали убежище в посольствах Западной Германии в Праге и Будапеште в ожидании транзитной визы в Австрию и уже оттуда переезжали в Западную Германию. Стену, которая разделяла обе Германии, обходили с изумлявшей всех военной хитростью.

В мае 1989 г. первые попытки такого перехода удались и про-шли почти незамеченными, но летом число беглецов возросло до такой степени, что стало политической проблемой, которая вы-нуждала правительство Будапешта (страдавшее более, чем чехо­словацкое, потому что дальше продвинулось по пути реформ) принять решение: отсылать ли страждущих скитальцев к месту отъезда и тем самым выполнять существующие соглашения с ГДР или нарушить их, демонстративно прорвав железный занавес. Когда Горбачева спросили о его мнении по этому поводу, то он сослался на решения венгров. Правительство Будапешта 11 сен­тября приняло недвусмысленное постановление открыть границу с Австрией. Только за три дня 15 000 человек прошли по откры-тому пути как авангард счастливых туристов, которые спешили в землю обетованную.

Слова Горбачева, сказанные 7 октября, нашли отклик в этих событиях, потому что столь мощный людской поток без слов свидетельствовал, что Восточная Германия стала тюрьмой, из ко-торой нужно бежать любым путем. Горбачев предпринял все уси-лия для того, чтобы Восточная Европа не казалась тюрьмой. Быст-рые, хотя и запоздалые, перемены были необходимы. 18 октября на смену Хонеккеру пришел Эгон Кренц, которого, однако, счи-тали естественным и назначенным наследником. Несколько дней спустя новый лидер понял, что было уже слишком поздно: 23 ок-тября несколько сот тысяч человек (насчитывают около 300 000) вышли на площадь с демонстрацией протеста против нового пра-вительства, требуя демократии и свободных выборов. Это стало еще яснее 4 ноября, когда около миллиона демонстрантов собра-лись на Александер-плац в Берлине, выдвигая те же требования.

Начался быстрый распад политической системы и властных структур, находившихся под контролем коммунистической партии (СЕПГ). Вилли Штоф ушел с поста премьер-министра; партийная иерархия и структуры стали разрушаться; 8 ноября в отставку ушло все Политбюро. В этой ситуации вечером 9 ноября радио передало сообщение о постановлении правительства разрешить всем гражда-нам, желающим покинуть Восточную Германию, сделать это через любой контрольный пункт, а следовательно, и через Берлин. Таким образом, стена неожиданно превратилась лишь в материальную пре-граду между двумя Германиями. В одну эту ночь тысячи людей

ГШва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

бросились на стену, чтобы уничтожить ее даже физически: эта ак-ция требовала много времени, но ее начало символизировало конец разделения древней столицы Германии.

С этого момента возникли большие внутренние и междуна-родные проблемы. Каковы могли быть последствия для отноше-ний между двумя Германиями, как реагировала остальная Европа на эти события? В связи с этим стоит напомнить, что Берлин в тот момент находился под межсоюзническим контролем, а потому все, что там происходило, неизбежно получало международный отклик.

Процесс перемен, однако, стремительно ускорялся. Его раз-витие поставило два вопроса: как следовало принимать на Западе беглецов с Востока, поскольку только в ноябре 1989 г. их количе-ство достигло 130 000 человек? Более того, могла (или должна) была еще существовать Германская Демократическая Республика? Первая проблема касалась германского правительства, вторая -международного сообщества.

Спасение Германской Демократической Республики было по-ручено 13 ноября Хансу Модрову, политику, который считался умеренным лидером и сторонником политики Горбачева. Он быст-ро приступил к консультациям, чтобы определить, какие реформы были самыми срочными. 28 января 1990 г. правительство объяви-ло, что первые свободные выборы будут проведены 18 марта, т.е. раньше, чем предполагалось.

В центре избирательной кампании оказались споры о будущем Германской Демократической Республики и о способах объедине-ния с Западной Германией. В дискуссиях участвовали 24 полити-ческие группы, которые, в сущности, сосредоточились на обсуж-дении двух вариантов: предложения христианских демократов о немедленном объединении и предложения СЕПГ о постепенном объединении, растянутом во времени. Результаты выборов, на ко-торые повлиял эмоциональный порыв, охвативший немцев, гово-рили об однозначном решении. В голосовании участвовало около 94% граждан ГДР, имевших право голоса, выборы продемонстри-ровали успех центристского блока, руководимого христианскими демократами. Блок получил 54% голосов, из которых 41% при-надлежал самим христианским демократам. Второе место заняли социал-демократы, получившие 22% голосов, а третье - бывшие коммунисты, получившие немногим более 16% голосов. Предвы-борные зондажи предсказывали успех социал-демократам. Но всенародное голосование выразило поддержку курсу канцлера Коля, который, лично вступив в предвыборную борьбу, лучше дру-