Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ81

что каждая из сторон не будет иметь свыше 1600 носителей и не более 6000 боеголовок; было достигнуто соглашение о стратегичес-ких бомбардировщиках, но все это при условии, что соглашение бу-дет включать также отказ Рейгана от СОИ. Испытывая давление со стороны военных, Горбачев был не в состоянии сделать уступки в этом вопросе.

Таким образом, саммит в Рейкьявике стал «моментом истины» для развития отношений между обеими державами и для будущего процесса разоружения. Для достижения договоренности Горбачеву предстояло показать, готов ли он согласиться с тем, что Соединен-ные Штаты продолжат эксперимент, который Советский Союз в то время не мог себе позволить. Он должен был продемонстриро-вать, равнозначен ли поиск компромисса политике разрядки, ко-торую проводил Брежнев, или же он является следствием призна-ния советской слабости, отставания от Соединенных Штатов, при-знанием провала усилий Сталина и его преемников после 1945 г., направленных на то, чтобы добиться стратегического паритета с Соединенными Штатами и даже превосходства над ними.

Весь 1987 г. Горбачев и советские дипломаты были заняты поиском такого выхода из тупика, возникшего во время перего-воров в Рейкьявике, который позволил бы скрыть отказ Совет-ского Союза от его позиции. Этот год был отмечен и кризисны­ми моментами, и демонстрацией доброй воли, как, например, разрешение Горбачева в канун рождества 1986 г. Андрею Сахаро-ву вернуться из ссылки к полноценной научной академической работе в Москве. Дипломатическую работу большей частью вели эксперты и министры иностранных дел: Шульц с американской стороны и новый советский министр Эдуард Шеварднадзе, сме-нивший Громыко, выдвинутого (т.е. задвинутого) на пост Пред-седателя Президиума Верховного Совета СССР.

Наиболее легко Рейган пошел на отказ от развертывания и на вывод уже установленных «евроракет». Горбачев вновь выступил в феврале с предложением «нулевого варианта», столь дорогого для Рейгана. Но в этом вопросе существовало препятствие юри-дического характера, связанное с тем, что решение подобного рода касалось не только Соединенных Штатов, но и всех участни-ков НАТО и отдельных правительств, которые путем двусторон-них соглашений договорились о размещении на их территории баз для ракет типа Першинг-2 и крылатых ракет. Сохранялась ли у европейцев потребность в американской защите или происшед-шие изменения сделали ее менее необходимой, а «евроракеты» излишними? В августе 1987 г. канцлер ФРГ Коль убрал камень

ТШва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

преткновения на пути переговоров, когда заявил о своей готовности отказаться от новых ракет, чтобы Советы и американцы пришли к соглашению об уничтожении всех ракет среднего и меньшего радиуса действия, размещенных в Европе.

Так был открыт путь к третьей встрече в верхах между Рейга-ном и Горбачевым, прошедшей в Вашингтоне в атмосфере де-монстративной сердечности 7-10 декабря 1987 г. Впервые после второй мировой войны встреча на высшем уровне принесла столь ощутимые результаты и стала прелюдией к уничтожению опреде-ленного типа вооружений, а не только к их ограничению. Дого­вор, подписанный 8 декабря в столице Соединенных Штатов, ус­танавливал, что в течение трех лет все ракеты радиусом действия от 500 до 5500 километров, т.е. «ракеты театра военных действий», должны быть уничтожены, за исключением тех, которые относи-лись к системам национальной ядерной обороны Франции и Ве-ликобритании.

Впервые было достигнуто соглашение об уничтожении опре-деленного типа атомного оружия, и, хотя решение касалось толь-ко 3-4% существующего в мире ядерного потенциала, оно вызва-ло обоснованный энтузиазм и чувство взаимного удовлетворения у участников переговоров. К тому же, договор предусматривал механизм инспекций для проверки его выполнения на соответ-ствующих базах, что привело к необходимости заключения спе-циального соглашения с пятью странами НАТО, где были разме-щены «евроракеты»: Германией, Англией, Италией, Бельгией и Голландией. Договор впервые пробил брешь в традиционной по-дозрительности Советов, опасавшихся допускать на свои военные базы инспекции потенциальных противников.

Ограниченность договора, с европейской точки зрения, зак-лючалась в том, что в нем отсутствовали статьи об уничтожении тактических ракет, т.е. ракет с радиусом действия менее 500 км, используемых в традиционных конфликтах. Этот вопрос касался, прежде всего, Германии, которая занимала положение форпоста в случае предполагаемого конфликта. Но эта гипотеза оставалась в силе лишь очень короткое время, так как новые события лиши-ли ее всякого обоснования.

Вашингтонские соглашения не решили, однако, проблемы страте-гических вооружений (она была перенесена на Женевские перегово-ры по СНВ); тем не менее они наметили условия возможного комп-ромисса: сокращение, уже предусмотренное в Рейкьявике, на 50% соответствующих арсеналов и установление лимита в 1600 носите-лей и 6000 ядерных боеголовок. К этим ограничениям добавлялись