Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризМ79

ря Горбачев считал, что после достижения пика международной на-пряженности, связанной с развертыванием ракет СС-20 и разрывом Женевских переговоров, произошло некоторое ее смягчение, когда после переизбрания Рейгана на пост президента в ноябре 1984 г. между Громыко и государственным секретарем США Шульцем была достигнута общая договоренность о возобновлении перегово-ров. Действительно, 12 марта 1985 г. начались переговоры, но они натолкнулись на препятствие, которое могло помешать будущему развитию отношений между сверхдержавами, в виде советской оп-позиции так называемой «стратегической оборонной инициативе» (СОИ), разработанной Рейганом и Уайнбергером и ставшей предме-том разногласий между Соединенными Штатами и СССР. Уайнбер-гер намеревался продемонстрировать необходимость использования технологических ресурсов, которыми обладало только передовое об-щество, поэтому он поставил Советы перед дилеммой: скрыть свое отставание в ожидании, когда оно будет с большим трудом преодо-лено, или открыто заявить о своей слабости в надежде на американ-ские уступки. Горбачев после своего избрания выбрал второй вари-ант и начал переговоры об отказе американцев от СОИ как условии для более широкого соглашения. Он надеялся на уступку со сторо-ны американцев, но этого не произошло, и он был вынужден при-знать отставание своей страны, подписав стратегические соглаше-ния, которые впервые оказали существенное влияние на реальное соотношение сил между двумя сверхдержавами.

Первый острый этап дискуссий по этому вопросу относится к периоду между сентябрем 1985 г., когда Советы представили свои предложения по разоружению и впервые приняли принцип су-щественного сокращения стратегических вооружений, и 20-21 но-ября, когда Горбачев и Рейган впервые встретились в Женеве, возобновив практику регулярных саммитов, прерванную после встречи Брежнева и Картера в 1979 г. В Женеве состоялась сер-дечная встреча, которая продемонстрировала Рейгану достоинства собеседника. Горбачев, как вспоминает Шульц в своих дневниках, отстаивал преемственность внешней и внутренней советской по-литики, но вместе с тем проявил себя как «политик, с которым можно начать принципиально новые переговоры». Шульц увидел в Горбачеве человека, «совершенно непохожего на тех советских представителей, которых знали американцы», и стремившегося к компромиссу, ради которого можно было пожертвовать даже СОИ. Итак, Шульц рассуждал еще в терминах баланса сил между сверхдержавами, в то время как Рейган, более близкий к Уайн-бергеру, используя все свои дипломатические способности, напо-

ГШва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

ристо вел переговоры, добиваясь не компромисса, а полной ка-питуляции собеседника.

В Женеве не удалось достичь никакого результата, но оба ли-дера обязались продолжать начатые переговоры, согласившись принять за основу принцип 50% сокращения ядерных вооружений каждой стороной. Употребление термина «ядерные вооружения» означало, что на переговорах не была решена проблема «еврора-кет», т.е. не было достигнуто соглашение по вопросу о том, включать ли их в стратегические вооружения (советское предло­жение) или считать оружием театра военных действий, о котором следует вести переговоры отдельно (американское предложение).

Проблема СОИ в еще большей мере повлияла на второй этап переговоров, до начала которого обе стороны вели открытую пропагандистскую кампанию. С января по октябрь 1986 г. вопрос об отказе от СОИ был доминирующим, потому что он выдвигался в качестве предварительного условия всех предложений о компро-миссе со стороны Советов и постоянно отвергался американцами. Горбачев пытался смягчить жесткость их позиции, объявив о на-мерении Советов вывести войска из Афганистана в соответствии с графиком, который вскоре предстояло определить. Трудности внутри СССР выявились в апреле 1986 г. с трагической аварией на атомной станции в Чернобыле на Украине. Она не только привела к большому числу жертв и вызвала широкую волну стра-ха в связи с выпадением радиоактивных осадков по всей Европе, но и продемонстрировала технологическую отсталость советских атомных предприятий, т.е. предприятий, являвшихся передовой отраслью, тесно связанной с научными достижениями СССР.

Чернобыльская авария вынудила Горбачева занять оборони-тельные позиции. Рейган, воспользовавшись моментом слабости своего противника, заявил 27 мая, что Соединенные Штаты не считают себя больше связанными договором ОСВ-2 1979 г. (кото-рый никогда не был ратифицирован и в нарушении которого Рейган неоднократно обвинял Советы) и во всех своих решениях по ядерной проблеме США будут исходить из собственной оценки характера стратегической угрозы с советской стороны, а не осно-вываться на достигнутых договоренностях. Трудности сложившейся ситуации в полной мере продемонстрировал саммит Рейган–Горба-чев, проходивший 11-12 октября 1986 г. в столице Исландии Рей-кьявике. Хотя обстановка на переговорах была конструктивной, но проблема СОИ, словно камень преткновения, довлела над участни-ками саммита. Удалось значительно продвинуться по пути догово-ренности о сокращении стратегических вооружений; было решено,