Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому криАй53

шаха звучали только в изгнании, их влияние было ограниченным, но их воздействие резко возросло, когда Хомейни, используя современ-ные технологии, стал отправлять на родину кассеты со своими речами, которые расходились по всей стране с невероятной скоростью, благо-даря легкости и быстроте их воспроизведения.

В начале 1979 г. большая часть иранского духовенства в той или иной мере участвовала в борьбе против шаха Реза Пехлеви. Конечно, стимулом антишахских проповедей были причины не только религиозного характера. Исламский фундаментализм нельзя оценивать в отрыве от социальных условий различных стран, но повсюду заставлявших ставить вопросы о справедливости. Марк-сизм, пропитанный атеизмом, не мог служить средством решения этих проблем, и, тем не менее, в исламском мире движение про-тив власти, союзницы Соединенных Штатов, не могло не почув-ствовать притягательности социалистических идей. Лозунги пере-мен, характерные для исламских проповедей, были и являются предметом широкого обсуждения. Возникает вопрос, вырабаты-вают ли религиозные доктрины социального реформизма рецеп-ты, пригодные лишь в каждом отдельном случае. В отношении Ирана трудно сказать, что реформизм Хомейни пошел дальше уже укоренившегося патернализма. Потенциально ему предстояло столкнуться с более передовыми идеями других политических и религиозных деятелей Ирана; тем не менее борьба против шаха была объединяющим стержнем, который обеспечивал Хомейни руководящую роль в развитии ситуации в стране.

В феврале 1978 г. начались массовые демонстрации в священ-ном иранском городе Кум. Они распространились по всей стра-не, и даже репрессии не могли их остановить. В январе 1979 г. Реза Пехлеви признал, что он не в состоянии контролировать си-туацию и покинул родину. Месяц спустя Хомейни с триумфом вернулся в Иран. Начался короткий переходный период, когда шах не отрекся официально от престола и, более того, обещал вернуться. Это грозило повторением событий 1953 г. Временное правительство, руководимое умеренным представителем оппозиции Шахпуром Бахтияром, было свергнуто и заменено правительством во главе с Мехди Базарганом, осторожным сторонником Хомейни. Он управлял Ираном до референдума, состоявшегося в ноябре 1979 г. и провозгласившего Иран Исламской республикой.

С тех пор и до смерти Хомейни 3 июня 1989 г. перемены в Иране происходили в соответствии с указаниями влиятельного религиозного проповедника. На политическую жизнь страны оказывала воздействие также и глухая борьба ортодоксальных сторонников Хомейни и политических деятелей, лояльных в от-

ТШ&а 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

ношении нового режима, но более восприимчивых к современному прагматизму. Оппозиционеры как внутри страны, так и в эмигра- ции, независимо от их политических убеждений подвергались сис- тематическим преследованиям. Почти 10 000 иранцев были казнены и около полумиллиона бежали из страны. После смерти Хомейни и борьбы с ортодоксальными сторонниками сохранения его наследия властителем страны стал председатель парламента Али Абкар Хаше- ми Рафсанджани, который сумел

частично смягчить некоторые стороны режима аятоллы, поддер-жав политический курс на сохранение полной независимости.

Потеря такого союзника как Реза Пехлеви подрывала влияние Соединенных Штатов в регионе. Еще более тяжелым оказался удар, нанесенный исламскими студентами, которые в день амери-канского праздника 4 ноября 1979 г. захватили посольство Соеди-ненных Штатов в Тегеране в качестве протеста против предостав-ления американским правительством убежища шаху, который прибыл в октябре в Нью-Йорк для лечения в больнице от смер-тельной болезни. Студенты 444 дня удерживали в посольстве 50 за-ложников. Безуспешная попытка освободить заложников, пред-принятая американцами, осложнила мирное решение вопроса и способствовала поражению Картера на выборах. Но она показала, что между двумя странами возникла преграда, которую при взаим-ном недоверии можно было устранить только постепенно. В плане международной политики Иран не поддавался прогнозированию; советское вторжение в Афганистан также свидетельствовало об опасности распространения исламского фундаментализма.

Иранская революция была дестабилизирующим фактором также еще и потому, что могла стать опасным примером для дру-гих исламских обществ, в особенности для стран, управляемых светскими партиями, но, прежде всего, она грозила распростра-ниться на ближайшие к Ирану страны, а также на те, где имелись шиитские меньшинства, в первую очередь - на Ирак. Багдад десятилетиями терпел политическое господство Ирана. В марте 1975 г. две страны заключили договор, который предусматривал взаим-ное невмешательство во внутренние дела (это было важно для уста-новления контроля над курдским меньшинством) и признавал, что граница между двумя странами проходит по тальвегу реки Шатт-Эль-Араб, т.е. по наиболее глубокой срединной линии дельты Тигра и Евфрата. Этим решением иракцы были недовольны, поскольку видели в нем подтверждение господствующего положения Ирана в Персидском заливе, чему способствовал его косвенный контроль над эмиратами Залива и над независимым островом Бахрейн.

Сильный лидер Ирака премьер-министр Саддам Хусейн посчи-