Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ37

сованием выражать свое мнение о бюджете и тем самым косвен-но контролировать комиссию. Можно сказать, что с проведением выборов в Европейский парламент для институциональной струк-туры ЕЭС наступил период неизбежных перемен. Избранный парламент не мог согласиться лишь с консультативной ролью, без предоставления полномочий по существу. В экономическом плане начало функционирования ЕВС столь же неизбежно поста-вило вопрос о бюджете, который оставался в компетенции Ко­миссии, Совета министров и самого парламента. Кроме того, в июне 1979 г. Греция подписала договор о вступлении в Сообще-ство, вошедший в силу в 1981 г. Затем Испания и Португалия подписали аналогичные договоры в июне 1985 г., вступившие силу в начале следующего года. Расширение Сообщества побуж-дало пересмотреть институциональные отношения и переосмыс-лить его политические цели.

Группа депутатов по инициативе Альтиеро Спинелли, в про-шлом члена Комиссии, самостоятельно приступила к тщательной работе по пересмотру Римских договоров, подготовив оконча-тельный документ в форме договора об учреждении Европейско-го Союза, который Европейский парламент одобрил 14 февраля 1984 г. большинством голосов. Инициатива, возникшая снизу, не осталась без внимания. В январе 1985 г. была учреждена новая Комиссия под председательством убежденного европеиста Жака Делора, который смог столь убедительно выразить волю структур ЕЭС, что с ней нельзя было не считаться. Работа этой комиссии и парламентское давление нашли отклик на сессии Европейского совета, состоявшейся 28-29 июня в Милане. В связи с этим пред-ставитель Италии Беттино Кракси, используя возможность под-держки большинством голосов согласно учредительному договору (ст. 236) и благодаря совпадению воли французского, германско-го и итальянского правительств, смог добиться решения о созыве межправительственной конференции по реформе ЕЭС, несмотря на оппозицию Англии, Дании и Греции. Эта конференция должна была подготовить новый проект конвенции, касающейся «общей внешней политики и политики безопасности» на основе предложе-ний, представленных французами, немцами, итальянцами и англича-нами. Кроме того, необходимо было отразить все изменения, внесен-ные в учредительный договор ЕЭС, касающиеся полномочий Совета, Комиссии и Парламента, а также расширения сфер деятельности Со-общества.

Миланские решения положили начало переговорам, которые завершились подписанием 17 декабря 1985 г. Единого Европей-ского Акта - первой попытки придать новое содержание органи-

ГИШа 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

зации, существовавшей уже почти тридцать лет и превратившейся в ведущего участника международной жизни в торгово-экономичес- кой и политической сферах, оставаясь в рамках атлантического парт- нерства. Хотя Единый Акт был небольшим шагом в направлении институциональных реформ, но с ним связаны два важных реше- ния. Расширился круг вопросов, по которым стало возможно прини- мать решения большинством голосов, и были определены сферы сотрудничества в рамках сообщества (развитие технологий, охрана окружающей среды, экономическая и валютная сферы). Особенно выделялось решение придать институциональный характер «Евро- пейскому политическому сотрудничеству». Предусматривалась спе- циальная процедура, с помощью которой Комиссия по согласова- нию с Советом получала полномочия выражать позицию ЕЭС по основным проблемам международной жизни.

С тех пор применявшаяся практика стала юридически санкцио-нированным обязательством, действующим с момента вступления в силу Единого Акта после завершения процесса ратификации -1 июля 1987 г.

Широкомасштабная разрядка между Соединенными Штатами и Советским Союзом открыла перед ЕЭС новые возможности для развития интеграции, но в то же самое время потребовала приспособления к новой ситуации в связи с завершением ряда конфликтов в Европе. Единый Акт был переходным документом, который предполагал достижение в дальнейшем еще более амби-циозных целей — создание такого экономического и валютного союза, который заложил бы основы для создания политического сообщества. Комиссия под председательством Делора энергично действовала в этом направлении и уже в июне 1989 г. представи-ла соответствующие проекты. Это были весьма важные предложе-ния, потому что они, используя определения, которые уже давно употреблялись в системе сообществ, намечали конкретные усло-вия их трансформации. Речь шла о том, чтобы сделать всеобщей конвертируемость валют, создать условия для эффективной и пол-ной либерализации движения капиталов, установить неизменные фиксированные валютные курсы: два последних условия способ­ствовали созданию европейского экономического и валютного со-юза.

Эти проблемы обсуждались в обстановке особой эйфории, вызванной падением Берлинской стены и началом процесса объе-динения Германии. Тогда не все понимали, что эти перемены бу-дут иметь важные последствия и для системы ЕЭС. Но в ситуации тех лет все казалось легко реализуемым, даже возобновление диа-лога о политическом объединении. Заседание Европейского Со-