Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

13.5.1. Новая роль нато?

Расхождения между интересами американцев и европейцев относительно сырья, в особенности нефти и природного газа; не-прерывные споры о значении разрядки и ответственности, которую она налагала; массовая пацифистская кампания против размещения «евроракет» и недоверие европейцев, даже атлантических полити-ков, в связи с колебаниями американцев в этом вопросе; жесткая антисоветская позиция Рейгана; изменения, произошедшие в Ев-ропе с возобновлением институционального и политического раз-вития ЕЭС и включения в него новых стран, в которых раньше су-ществовали авторитарные режимы, пользовавшиеся поддержкой Соединенных Штатов, не особенно прислушивавшихся к европейс-кому общественному мнению, - все эти элементы в совокупности привели к изменениям отношений внутри Атлантического Союза. Даже замена такой личности, как Картер, к которому европейцы ис-пытывали сложные чувства, на Рейгана, способного без интеллекту-альных околичностей прямо выражать свои мысли (хотя сложную американскую систему нельзя свести к одной лишь личности прези-дента, который является лишь ее символом), оказала свое влияние

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШу

на этот процесс. НАТО и ЕЭС в восьмидесятые годы совершенно отличались от тех институтов, какими они были в момент создания.

Встает вопрос, обоснованно ли все еще считать биполярное про­тивостояние основной осью структуры международных отношений в эти годы либо следует учитывать различные факторы. Сведение же всех факторов только к биполярности оказывается недостаточ­ным, а потому необходимо давать иные оценки или, по крайней мере, принимать во внимание, что в одной из сверхдержав назревал глубокий кризис.

Если администрация Картера была восприимчива к интересам европейцев, когда брала на себя обязательства по развертыванию «евроракет», то европейские страны-члены НАТО должны были так же проявить солидарность с американцами в их отношении к Советскому Союзу и, в частности, с их реакцией на вторжение в Афганистан. Несмотря на ожидаемую солидарность, которая долж­на была продемонстрировать общий взгляд на мировые пробле­мы, ведущие страны НАТО дистанцировались от Соединенных Штатов, посчитав азиатский вопрос, находящимся вне сферы их интересов, как тогда стали говорить, т.е. вне сферы, гарантиро­ванной действием североатлантического договора. Они не расце­нивали афганские события (и даже иранские события) как пря­мую угрозу европейской безопасности. Канцлер Германии Шмидт заявил, что вторжение в Афганистан создает проблему Восток-Юг (касающуюся отношений Советов с исламским миром), а не про­блему Восток-Запад, затрагивающую Европу. В свою очередь, французский президент Валери Жискар д’Эстэн на встрече с Брежневым в Варшаве в мае 1980 г. пытался разъяснить ему, что Западная Европа оценивает мировую ситуацию иначе, чем аме­риканцы, и не намерена пожертвовать результатами европейской разрядки ради широко обсуждавшейся концепции «неделимости разрядки» (проще говоря, взаимозависимости между действиями различных держав в разных частях света). Усилия Вашингтона убедить европейцев последовать его примеру и поддержать санк­ции против Ирана, управляемого Хомейни, или также бойкоти­ровать Олимпийские игры 1980 г. в Москве оказались напрасными к большому огорчению самих американцев.

Эти разногласия в вопросах, относительно которых должны были существовать общие интересы и взаимосвязанность, т.е. увязка, между различными театрами мировой политики, вызыва­ли у европейцев опасение оказаться втянутыми в международные кризисы, которые не представляли для них интереса и требовали больших расходов. На первом этапе внешняя политика Рейгана лишь усилила эти расхождения, породившие один из самых глу-

ГШва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

боких кризисов в Атлантическом альянсе, который еще больше уси-лился в связи с пацифистскими антиамериканскими выступлениями против развертывания «евроракет». Кроме того, Рейган до 1980 г. не пользовался симпатией на старом континенте, где новая Амери-ка, представленная бывшим калифорнийским актером, избранным благодаря голосам Южных Штатов, куда пере­местился центр американской экономической мощи, была не-достаточно понята. Для большинства европейских руководителей избрание Рейгана произошло скорее благодаря усилиям средств массовой информации, чем политическим качествам президента-республиканца.

Выявилась неспособность европейцев понять, что политика Рейгана означала глобальный ответ Советскому Союзу. Она стала выражением осознанного намерения окончательно свести счеты с СССР, конечно, не военными средствами, а благодаря соревнова-нию в экономике и технологии, ключевых областях революции в производительной сфере последних десятилетий XX века, кото-рое выявило ограниченность советской мощи и оказалось губи-тельной для абсолютной власти московских правителей.

Формулируя эти замечания, необходимо учитывать попытку, которую неизбежно предпримут историки, выявить логическую взаимосвязь сложных, но случайных событий. Тем не менее сле-дует отметить, что стремление добиться уменьшения мощи Со-ветского Союза не только в экономической сфере, но и в плане соотношения вооруженных сил было характерно для политической деятельности команды Рейгана, которая привела к грандиозному внутреннему обновлению Соединенных Штатов в результате рей-гановских реформ. Американская администрация была менее склонна к выжиданию, чем это предусматривалось концепцией «сдерживания», которую Джордж Кеннан разработал в начале хо-лодной войны. Теперь речь шла не о «сдерживании», а о необхо-димости проверить, не пришло ли время для реализации предви-дений Кеннана, предрекавшего взрыв внутренних противоречий советской системы в отдаленном будущем.

Новая американская стратегия предусматривала применение ряда ограничительных мер в торговых отношениях с Советским Союзом именно в те годы, когда европейцы начали осуществлять совмест-ные с СССР капиталовложения. Вашингтон разработал новый под-ход к проблемам развития таких регионов в непосредственной бли-зости от Соединенных Штатов, как Центральная Америка или Ли-вия и Ливан, в которых затрагивались интересы Европы, а также доктрину военного вмешательства в эти страны. Было запланирова-но массированное перевооружение и интенсивное технологическое