Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризА13

решения НАТО о размещении ракет средней дальности в Европе. Этот импульс был потом смазан тем, что вторжение было пред-ставлено международному общественному мнению как ответ на обращение несуществующего правительства, т.е. правительства Бабрака Кармаля, лидера партии Парчам, поспешно вызванного из чехословацкой ссылки и прибывшего в Кабул вместе с совет-скими войсками, если не позже.

Американская реакция на советскую акцию была неожидан-ной и жесткой. 3 января 1980 г. президент Картер внес в Сенат предложение отодвинуть на неопределенный срок ратификацию договора ОСВ-2. На следующий день он принял новые ограничи-тельные меры, среди них наиболее заметным было сокращение экспорта зерна из Соединенных Штатов в СССР (в чем Советы в последние годы особенно нуждались). Была прекращена поставка высокотехнологичных товаров, включая оборудование для буре-ния нефтяных скважин, и продажа компьютеров. Было решено, что в обеих странах больше не будут открываться новые консуль-ства. Кроме того, было объявлено, что Соединенные Штаты не примут участия в Олимпийских играх, запланированных в Моск-ве на лето 1980 г., как это и произошло в действительности.

На Генеральной Ассамблее ООН советская акция была осуж-дена большинством голосов, что напоминало антиамериканское большинство в годы активной деколонизации. Ассамблея 104 го­лосами против 18 при немногих воздержавшихся и отсутствовав-ших потребовала немедленного вывода иностранных войск из Афганистана. Итак, вторжение в Афганистан было использовано Западом в качестве мощного пропагандистского оружия, которое заставило Советы почувствовать, как тяжело иметь против себя ми-ровое общественное мнение, вместе с тем оно позволило странам НАТО смягчить эффект советской пропаганды против развертыва-ния «евроракет». От холодной войны оставалось очень немного, но противостояние раздувалось средствами массовой информации и использовалось правительствами в электоральных целях.

Уже в январе 1980 г. после визита Андропова в Кабул стало ясно, что вторжение было порождено ошибкой в рассчетах, и Политбюро пришло к заключению, что советские войска должны остаться в Афганистане на неопределенное время. Присутствие этих сил привело не к умиротворению, а к разжиганию партизанской войны, созданию объединенного фронта исламских группировок против советских войск и афганских коллаборационистов, а также к массовому исходу беженцев (их насчитывалось почти четыре мил-лиона) в Иран и Пакистан. Последний стал получать огромную и

Пгвва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

все возраставшую помощь Соединенных Штатов для вооружения антисоветских партизан. Наконец, вторжение в Афганистан породи-ло подозрение, что СССР, воспользовавшись иранским кризисом и обострением отношений между Ираном и Соединенными Штатами, попытается развить продвижение вплоть до Персидского залива. Ок-купация превратилась в непрерывные бои, что привело к гибели 15 000 советских военных и к неисчислимым жертвам среди афган-цев (достоверные источники говорят о миллионе погибших); в этих боях Советы не сумели добиться победы.

После смерти Брежнева Андропов безрезультатно пытался в 1982 г. прибегнуть к посредничеству ООН; после 1985 г. Горбачев стал использовать средства, сходные с методами Никсона во Вьет-наме: Советы были готовы вывести войска, но при условии, что в Афганистане будет сформировано более стабильное правитель-ство. Не случайно, 1985-1986 гг. стали периодом наиболее ост-рой борьбы, поэтому правительство Москвы заменило Кармаля более энергичным Наджибуллой, который, казалось, был спосо-бен восстановить контроль над положением в стране; но внутрен-няя ситуация в стране была слишком накалена, а положение дел в Москве ухудшалось. В совершенно новом международном кон-тексте Советам оставалось лишь согласиться на вывод своих войск, что они и сделали в феврале 1989 г.