Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ01

предательство; Египет был исключен из Лиги арабских государств; отношения с другими арабскими странами вступили в фазу серьез-ного кризиса. В краткосрочном плане путь, избранный Садатом, был расценен как трагическая ошибка. Садат заплатил за свой сме-лый выбор жизнью: 6 октября 1981 г. он был убит исламским экст-ремистом. Тем не менее он наметил путь, который через несколько лет принес свои плоды. Последователь Садата Хосни Мубарак сумел постепенно вывести свою страну из изоляции и превратить египет-ский пример в образец компромиссного решения палестинской про-блемы.

13.2. Возобновление политики советского экспансионизма

13.2.1. Советское и кубинское вмешательство в Африке

Понимание собственных интересов как глобальных означало для Соединенных Штатов проведение политики, которая теоретически была обращена к универсализму Вильсона, а на практике осуществ-лялась такими методами, какими США добились победы во второй мировой войне. Советы постепенно пришли к осознанию того, что могут осуществлять свое влияние и контроль в мировом масштабе. Разрядка в отношениях между США и СССР представляла собой своего рода отражение необходимости установить нормы и правила поведения для обеих сторон, но она не могла устранить исконную американскую привычку считать интересы Соединенных Штатов «глобальными», не могла изменить их убежденность в том, что лю-бое расширение влияния Советов является угрозой для мира в мире или для равновесия сил. Существовало имплицитное противоречие и различные системы оценки действий двух сверхдержав: то, что считалось естественным для Соединенных Штатов, рассматривалось как агрессивная акция, если она была совершена Советами. Это противоречие частично объясняется различием в исходных позици-ях, также как исторически сложившаяся идеологическая обусловлен-ность внешней политики СССР неизбежно заставляет соотносить любое широкомасштабное проявление советских интересов с огра-ниченностью реализации его планов на мировое господство.

В годы разрядки обе сверхдержавы проводили свою внешнюю политику в соответствии с концепцией собственных интересов и с разными результатами, однако то, что считалось нормальным для Соединенных Штатов (например, опрокидывание системы со-юзов в отношении коммунистического Китая), воспринималось как

ТШва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

су...

нарушение правил разрядки, если совершалось Советами. Отсюда вытекала разница в осмыслении, которая в те годы вела к утрате реального представления о балансе сил, к преувеличению значения как кризиса Соединенных Штатов, так и советских экспансионистс-ких устремлений.

В период с 1974 по 1979 г. вследствие американо-китайского соглашения Советам был закрыт доступ в Тихоокеанский регион; после изгнания Советов из Египта в 1973 г. и войны Судного дня, которая привела к укреплению американских позиций, было подорвано влияние Москвы на Ближнем Востоке; как показал чилийский кризис в сентябре 1973 г., Советскому Союзу был зак-рыт доступ в Латинскую Америку, наконец, Советы вынуждены были ограничиться зоной за «железным занавесом» в Европе. Чтобы преодолеть ограничения их влияния, Советы в обстановке разрядки заявили о своих «глобальных» интересах, предприняв ряд инициатив в Африке, которые призваны были компенсировать неудачи в других регионах. Советы решились предпринять эти акции, так как у них появилось чувство уверенности, что Соеди-ненные Штаты не смогут отреагировать соответствующим обра-зом после унижений в связи с окончанием вьетнамской войны и кризиса, вызванного отставкой Никсона в августе 1974 г.

Ответ на эти вопросы могут дать историографические дискус-сии, которые сегодня становятся возможными благодаря обилию источников. На принятие Советским Союзом принципиального решения повлиял отказ Сената Соединенных Штатов в декабре 1974 г. ратифицировать торговое соглашение Никсона-Брежнева от 1972 г., при этом отвергалось предоставление Советскому Со-юзу режима наибольшего благоприятствования (поправка Джек-сона-Вэника) в связи с сохранением жесткой советской политики в отношении эмиграции, в особенности евреев. Возможно, этот отказ нанес удар по надеждам советских руководителей, и авто-матически последовала их реакция (в январе 1975 г. правитель-ство Москвы официально отказалось от соглашения); может быть, отказ лишь дал основание сторонникам жесткой реакции со сто­роны Советов.

Простое перечисление действий Советов или событий, кото-рые потенциально были благоприятны для Советского Союза, со­ставило бы внушительный список. В апреле 1974 г. диктаторский режим в Португалии во главе с Марсело Каэтано (в 1968 г. он пришел на смену Антонио де Оливейра Салазару) пал в результате государственного военного переворота. К власти пришла хунта во главе с генералом Антонио де Спинола, но очень быстро решающие позиции в ней заняли прокоммунистические элементы. После не-