Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ87

лизма, устранения грубейших нарушений прав человека (пытки, дли-тельное содержание под стражей без предъявления обвинения, «ис-чезновение» противников правящего режима). Было положено нача-ло политике демократической открытости, которая содействовала развитию процессов демократизации в различных южноамериканс-ких странах: Бразилии, Перу, Эквадоре и Доминиканской Респуб­лике.

Возвращение к власти республиканцев с избранием Рональда Рейгана на пост президента Соединенных Штатов (ноябрь 1980 г.) приостановило проведение этого курса. В течение нескольких лет администрация Рейгана критиковала политику демократической ориентации, которую проводил Картер. В отношении аргентин­ских, бразильских военных и того же Пиночета были проявлены жесты доброй воли и дружбы в целях восстановления полномас­штабного сотрудничества. Тем не менее после первых лет прези-дентства Рейгана произошло изменение этой политической линии в соответствии с общим смягчением международной политики Соединенных Штатов. Латиноамериканским диктаторам было предложено содействовать более быстрому переходу к демократи-ческому устройству путем свободных выборов (в Чили, Парагвае, Панаме). Особое внимание было уделено проблемам Центральной Америки.

После гватемальского кризиса 1954 г. и кубинского кризиса, начавшегося в 1960 г., проблемы Центральной Америки приобре-ли особое значение для правительства Вашингтона. Географичес-кая близость к Соединенным Штатам и преобразования, связан­ные с деколонизацией способствовали значительному росту числа независимых стран. При этом стали очевидны возможности для прямого распространения «губительного влияния Кастро». Некото-рые страны пошли по пути демократической эволюции, возможно, благодаря влиянию британской колониальной традиции (Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго, Гайана). В других странах сохраня-лись правительства с устойчивой реформистской традицией (хотя использование этого термина требует осторожности в отношении центральноамериканского региона); такие страны, как Мексика, Венесуэла, Коста-Рика, Панама, за длительный пе-риод своего существования восприняли традиции, которые по­зволили им установить нормальные дипломатические отношения с Кубой, не вызывая опасений у Соединенных Штатов.

С наступлением в 1978-1979 гг. нового этапа и с перемеще-нием кризиса на новую сцену в стадию агонии вступил диктатор-ский режим Анастасио Сомосы-младшего, последнего представи-теля семейства, правившего в Никарагуа. В начале 1978 г., после

Лгййа 12. «Большая разрядка» и ее пределы

убийства уважаемого и авторитетного журналиста Педро Хоакина Чаморро, редактора выходившей в Манагуа демократической га-зеты «Пренса», сложилась коалиция между демократическими представителями средних классов и вождями Сандинистского партизанского движения (партизан-марксистов, назвавших дви-жение в честь революционного вождя Аугусто Сесара Сандино, которого Анастасио Сомоса-старший приказал убить в 1934 г.). Новая коалиция, получившая в атмосфере картеровского обнов­ления поддержку Соединенных Штатов и помощь Венесуэлы и Панамы, сумела свергнуть правительство Сомосы и взять власть.

Успех никарагуанцев послужил стимулом для возобновления борьбы сальвадорскими партизанами, наследниками коммунисти-ческой традиции Аугустина Фарабундо Марти. Партизанская война вновь вспыхнула также и в Гватемале. В течение двух лет Центральная Америка превратилась в регион, охваченный кризи-сом, это произошло именно в тот момент (1979 г.), когда в отно-шениях США–СССР снова возникло напряжение. Кубинская и советская помощь партизанам рассматривалась, и не без основа-ния, как свидетельство новой советской политики присутствия, доказательства которой наблюдались и в Африке, и в Азии. Хотя сандинисты пользовались большой симпатией в Европе (прежде всего в социал-демократических кругах), их деятельность расце-нивались как серьезная опасность для стабильности в регионе. Правительство Никарагуа, сформированное Даниэлем Ортега, должно было противостоять партизанской войне, финансируемой Соединенными Штатами, и преодолевать тяжелейший экономи-ческий кризис, что вынудило его в 1990 г. согласиться на возвра-щение к демократическому плюрализму со свободными выборами, которые принесли победу Виолетте Чаморро, вдове Педро Хоакина Чаморро.

В Сальвадоре партизанская война, носившая неслыханно жес-токий характер, была порождена противостоянием между левыми, руководимыми Фронтом национального освобождения Фарабундо Марти, и реакционными правыми: партией «Арена» и христиан-ско-демократической партией Наполеона Дуарте. После победы на выборах 1984 г. лидер христианских демократов попытался достичь национального компромисса. Эта попытка оказалась безрезуль-татной как в связи со смертью самого Дуарте, так и вследствие электоральной победы крайне правых, которых американское пра-вительство, впрочем, пыталось подталкивать к примирению, и не безуспешно.

В Гватемале после этапа наиболее острой борьбы в 1980– 1981 гг. вооруженные левые потерпели поражение и должны были