Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 8. Единая политика реконструкции или несколько политик? 591

стало означать погоню за «американской мечтой», следование экономической и военной мощи Соединенных Штатов. США, к тому же, были единственной державой, которая после войны не получила территориальных приобретений. В то же время Совет-ский Союз, несмотря на разруху, расширил территорию за грани-цы 1939 г. и продвинулся к центру Европы благодаря аннексии части территории Финляндии, стран Балтии, половины Восточной Пруссии, Восточной Польши, Закарпатской Украины, Буковины и Бессарабии, Курил; следует упомянуть военную оккупацию части Германии и Австрии, а также Северной Кореи.

Разнообразие ситуаций свидетельствует, что проблема рекон-струкции непосредственно касалась Европы и части Азии и только косвенно остального мира. При этом понятие «реконструкция» приобретало весьма разнообразные значения. В странах-победи-тельницах это понятие подразумевало лишь материальные аспек-ты; в побежденных же странах, которые подписали безогово­рочную капитуляцию, оно включало также институциональные аспекты, поскольку предполагало формирование новых режимов, призванных заменить те, что несли ответственность за развязыва-ние войны. Впрочем столь упрощенное различие в толковании понятия «реконструкция» не исчерпывало проблему полностью. Травмы, нанесенные войной, оказались столь глубокими, что по-чти все страны Европы нуждались и в преобразованиях полити-ческих институтов. Определение «реконструировать» никогда не означало возврата к довоенному состоянию, напротив, оно всегда заключало в себе мысль о новом или, по крайней мере, другом мироустройстве.

В Великобритании «реконструкция» означала в то же время и первый грандиозный эксперимент в сфере социальных преобра-зований, задуманный лейбористами после победы на выборах; во Франции изменилась конституция, и после периода правления генерала де Голля, страна вновь вернулась к парламентскому строю, не особенно отличавшемуся от Третьей республики, но с новой конституцией, которая открыла эпоху Четвертой республи-ки; в Бельгии вопрос о монархии вызвал ожесточенную борьбу и был решен только с отречением Леопольда III; Италия также должна была выбирать между монархией и республиканским строем; ту же самую проблему решали и греки. Вся Восточная Европа, за исключением (временно) Чехословакии и Венгрии, пережила быстрый переход от довоенных олигархических режи-мов к просоветским режимам, которые поддерживались оккупа-ционными силами. В центре их политических преобразований оставался вакуум в Германии и, по крайней мере, частичный

592

Часть 3. Холодная война

в Австрии (поскольку положение в Австрии отличалось не отсут-ствием демократически избранного правительства, а неопреде-ленностью международной ориентации страны при наличии на ее территории оккупационных войск четырех держав). Ситуация, сложившаяся в Германии, делала эту страну важнейшим элемен-том нестабильности на континенте: именно здесь, более, чем где-либо еще, была поставлена под вопрос способность стран-побе-дительниц продолжать сотрудничество после войны.

Не меньшие изменения произошли и за пределами Европы. В Северной Африке сохранились французские колонии; Ливии предстояло пятилетие неопределенности, которое затем привело ее к независимости; Египет полностью вернул суверенитет в ре-зультате упорной борьбы против англичан, пытавшихся сохра-нить некоторое стратегическое влияние на это государство; в Эфиопии на трон вернулся император Хайле Селассие, свергну-тый итальянцами в 1936 г., в то время как Эритрея и Сомали ждали решения своей участи.

Что касается Азии, то на Среднем Востоке, хотя и сохрани-лось мощное франко-британское влияние, были созданы новые государства и окрепли государства, возникшие между войнами: среди первых были Сирия и Ливан, а среди вторых - Ирак и Иордания; тем временем, обострился палестинский вопрос. Иран с большими усилиями освободился от оккупационных войск союз-ников, что повлекло за собой рост националистических настрое-ний; Индия уже вступила на путь, ведущий к полной независимо-сти; Цейлон и Бирма также добились самостоятельности. Во всей Юго-Восточной Азии ситуация в течение нескольких месяцев, казалось, вернулась к довоенному состоянию. Однако английское господство в Малайзии, на Северном Борнео, вскоре стало не-прочным; господство голландцев над Индонезийским архипела-гом яростно оспаривалось местными националистами, которым японцы намекали на возможность самоуправления. Во Француз-ском Индокитае, и особенно во Вьетнаме, развернулось восста-ние против восстановления правления французов; в то же время Филиппины готовились к независимости, которую Соединенные Штаты собирались им предоставить. Сложным было положение в Китае: как только его покинули японцы, война сразу же перерос­ла в борьбу между силами Гоминьдана и войсками коммунистов, в стране наступила новая, заключительная фаза старого противо-борства. Корея едва сумела вернуть независимость, утраченную в начале века, как оказалась «временно» оккупирована американски-ми и советскими войсками; она ожидала будущего воссоединения страны (которое не совершилось и в 2002 г.). В Японии генерал