Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризА59

китайской Народной республикой. В конце года китайцы вновь выс-тупили с политической инициативой, решив возобновить варшавские переговоры, то есть встречи, проходившие в польской столице между китайским и американским послами. В 1954-1968 гг. состоялись 134 встречи, посвященные техническим вопросам и решению марги-нальных споров; они носили откровенно официально-политический характер, позволявший госдепартаменту получать информацию об изменении курса Пекина. Несмотря на государственный переворот, осуществленный с помощью американцев в Камбодже и свергнув-ший нейтральное правительство принца Сианука, камбоджийского политика, близкого к китайцам и враждебного по отношению к просоветски настроенным вьетнамцам, на протяжении всего 1970 г. наблюдалось все больше признаков разрядки в отношениях между Китаем и Западом (о чем свидетельствовало дипломатическое при-знание Китая Италией и Канадой). В итоге в ноябре 1970 г. Гене-ральная Ассамблея ООН высказалась (в том числе по предложению Италии) за то, чтобы правило двух третей, предусмотренное Уста-вом ООН для определения «важных вопросов», за которые должна голосовать Генеральная Ассамблея, не было применено к голосова-нию по поводу просьбы китайцев о предоставлении им места в ООН. Этот вопрос имел решающее значение, и еще несколько ме-сяцев американцы искали уловки, надеясь добиться того, чтобы принятие коммунистического Китая, дополненное правом заменить Тайвань в кресле постоянного представителя в Совете безопасности, могло разрешиться с помощью компромисса, который сохранил бы, в соответствии с так называемой теорией «двух Китаев», присут-ствие Тайваня в организации. Однако такой подход входил в про-тиворечие с тезисом китайских националистов о том, что пра-вительство Гоминьдана являлось единственным легитимным ки-тайским правительством, а также с тем, что коммунистический Китай считал присутствие Тайваня в ООН неприемлемым. Соеди-ненные Штаты учли эту ситуацию, ограничившись голосованием против резолюции, посредством которой Генеральная Ассамблея 25 октября 1971 г. «восстановила законные права Китайской На-родной Республики», постановив одновременно немедленно ли-шить представителей правительства Тайваня занимаемого ими «незаконно» места.

После преодоления этого последнего препятствия, вызвавшего понятную реакцию в Соединенных Штатах и навлекшего на них обвинения в предательстве давнего верного союзника, нормализа-ция получила однозначное направление, без попыток дальнейшего переосмысления ведя к рождению «entente cordiale» («сердечного со-гласия»), важность которого в историографическом плане сравнива-

ТШЬа 12. «Большая разрядка» и ее пределы

лась с союзом между республиканской Францией и императорской Россией, заключенным в конце XIX века.

Между тем микроскопическим признаком поворота, которому сразу же придали политический смысл, который он, впрочем, имел в действительности, было приглашение в апреле 1971 г. американской команды по настольному теннису участвовать в турне по Китаю. Любопытный способ начать публичный диалог заставил говорить о «дипломатии пинг-понга». В действительности не все происходило столь открыто. Моментом действительного поворота был секретный визит Киссинджера в Китай, совершен-ный им 9-11 июля этого же 1971 г., в ходе которого были зало-жены политические основы для потепления отношений и для дальнейшего официального визита Никсона, о котором было предварительно официально объявлено 15 июля, - визита, имев-шего очевидные последствия для всего мира.

Если на этом пути и были другие препятствия, то их устранило подписание в сентябре нового договора между Индией и Совет-ским Союзом, обязывавшего стороны проводить политику сотруд-ничества и консультаций. Одновременно внутренний кризис в Пакистане (который должен был впоследствии привести к отделе-нию западных провинций от восточных, ставших независимыми под названием Бангладеш), последовавшее затем в декабре 1971 г. вступление Индии в войну против Пакистана в поддержку неза-висимости нового государства, так близко отстоящего от южной границы Китая, истолковывались как предвестник индийского наступления против Китая, поддержанного русскими. В этой об­становке визит Никсона в Пекин продемонстрировал второсте-пенное значение вьетнамского вопроса, вытесненного в тень раз­витием китайско-американского диалога.

Визит в Китай 21-28 февраля 1972 г. был для Никсона мо-ментом дипломатического триумфа. Повторяющиеся сердечные встречи с китайскими руководителями демонстрировали атмосфе-ру дружбы даже большую, чем это было в реальности. По мне-нию Киссинджера, китайские руководители представляли «обще-ство, гораздо более стабильное в эмоциональном плане». Кроме того, они были в меньшей степени заинтересованы в формальных деталях и стремились прежде всего к «созданию атмосферы дове-рия». В заключительном коммюнике признавалось значение про-изошедшего поворота. Американцы отказывались от теории «двух Китаев», признавая неделимость страны и обязуясь вывести в буду-щем все свои вооруженные силы, находящиеся в море и на Тайва-не. Последний в политическом (но не в экономическом) отношении приносился в жертву новой дружбе. Взамен китайцы признавали