Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризА55

Штатов. В условиях беспрецедентного роста японской экономики (в 1967-1968 гг. американский дефицит в торговле с Японией увели-чился в четыре раза) началась бесконечная дискуссия. На американ-ские требования либерализации Токио отвечал требованием переда-чи ему островов Бонин и Рюкю и предоставления возможности на-чать торговые переговоры с китайцами, однако при этом настаивал на недопустимости осуществлять политику ремилитаризации, спо-собную привести к разрушению социального мира в стране. В 1968 г. двусторонние переговоры, начатые во время президентства Кен-неди, завершились, наконец, соглашением, окончательно одобрен-ным только в июне 1971 г. Согласно этому соглашению, острова Рюкю и Окинава возвращались Японии в обмен на частичную ли-берализацию японского рынка.

12.4.2. Восстановление дипломатических отношений между США и Китаем

Япония являлась главной опорой американской системы безопасности на Дальнем Востоке. Это объясняет относительную терпимость, с которой Соединенные Штаты воспринимали жест-кость позиции японцев как в сфере торговли, так и в отношении отказа от внедрения даже символического военного контингента во Вьетнам. Она представляла собой также мост для налаживания политических отношений с Китаем.

В самом деле, несмотря на американское противодействие, китайско-японские отношения никогда не были антагонистичес-кими и объем торговли между двумя странами постоянно возрас-тал, в результате чего торговый дефицит Китая в отношениях с Японией в 1970 г. достиг 315 млн долларов. Более того, японский премьер Сато хотел даже посетить Китай, однако ему не удалось осуществить свои планы из-за нежелания китайцев принимать у себя слишком проамериканского политика. Однако все это пока-зывало, что Пекин смотрел на внешний мир уже совсем другими глазами по сравнению с непримиримой и закрытой позицией, характерной для предшествовавшего периода.

Именно в такой атмосфере назрела «дипломатическая револю-ция» в китайско-американских отношениях. Она стала следствием отказа двух сторон продолжать политику жесткого противостоя-ния, основанную на идеологических мотивациях, с целью замены ее политикой сотрудничества или, по крайней мере, сближения позиций, которая диктовалась изменениями геополитической си-туации в Восточной Азии, происшедшими за десятилетие от при-хода к власти администрации Кеннеди и до поражения Джонсо-

ТШва 12. «Большая разрядка» и ее пределы

на. В течение этого десятилетия шел медленный, но глубокий с точки зрения его последствий, процесс. Отражением этой ситуа­ции, в плане обозначения потенциала ее развития, было более успешное развитие китайско-японской торговли по сравнению с решением проблем международной политики. Именно в этом плане распутывалась закрученная нить взаимоотношений между державами, и именно здесь нашли отражение последствия изме­нившегося соотношения сил на континенте.

С начала 60-х годов и, совершенно очевидно, с середины деся­тилетия полностью проявились черты нового дипломатического порядка, при котором произошло сближение позиций Соединен­ных Штатов и народного Китая, сопровождавшееся присоедине­нием к ним все менее зависимой Японии и противостоянием Со­ветского Союза по отношению к этой новой комбинации силы. Именно эти отношения завершили историю политики разрядки. Изменение атмосферы в отношениях с Советским Союзом, ко­нец, по крайней мере видимый, гонки вооружений, соглашения по ограничению стратегических вооружений стабилизировали сложившуюся ситуацию. Напротив, новое дипломатическое рав­новесие в Восточной Азии создавало систему «сдерживания», ко­торая предоставляла внушительную возможность ограничить со­ветский экспансионизм и которая вынуждала Советский Союз направить свой динамичный потенциал в международной сфере в другие регионы, преимущественно в Африку.

Переосмысление собственной роли в азиатском сценарии про­исходило в 1969-1972 гг. как в Соединенных Штатах, так ивКи-тае. Китайцам пришлось признать провал попытки подорвать ав­торитет Советского Союза внутри социалистического движения, поскольку оно вновь сплотилось вокруг СССР. В то же время столкновения на реках Уссури и Амур подчеркнули неэффектив­ность стратегии народной войны против Советского Союза в реги­оне, где эта война была невозможна, хотя бы потому, что он был малонаселенным. Кроме того, годы «культурной революции» на­несли жестокий удар по международному престижу народного Ки­тая, обрекая его на опасную и удушающую изоляцию. В частности, поддержка Северным Вьетнамом советского вмешательства в Чехо­словакии показала пределы равноудаленное™ правительства Ханоя.

С другой стороны, в восприятии китайцев Соединенные Шта­ты перестали в тот период представлять угрозу агрессии в результа­те их поражения в Индокитае, а также кризиса доллара, вследствие которого у них возникли противоречия о взаимоотношениях с союз­никами, все чаще предпринимавшими собственные инициативы в