Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризА51

лось жестким словесным осуждением, воздержавшись от какой-либо военной акции.

Вьетнам считал, что в 1975 г. он добился мира, но мир был все еще далек и очень зависел от внешнеполитических условий. Раз-витие отношений между великими державами привело к факти-ческой изоляции Вьетнама, перед которым стояла трудная задача восстановления хозяйства страны после 30 лет войны. Расстановка сил на международной арене поставила Камбоджу в такое поли-тико-правовое положение, что им пришлось заниматься Органи-зации Объединенных Наций; оно же потребовало от Вьетнама расходов средств не на внутреннюю реконструкцию, а на воен-ные операции против партизанских действий, продолжавшихся до 1993 г., а в некоторых районах вплоть до смерти Пол Пота в 1998 г. Лаос оказался в состоянии изоляции, чреватом внутрен­ними конфликтами.

12.4. Киссинджер и «дипломатия треугольника»

12.4.1. ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ В ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И ЯПОНИЯ

«Большая разрядка» достигла своего наивысшего развития с установлением фактических отношений между Китаем и Соеди-ненными Штатами и с возвращением Китая, по крайней мере потенциальным, к роли влиятельного субъекта международной жизни. Какими бы ни были другие факторы важности этого эта-па, достаточно отметить, что, опровергая «теорию домино», он означал провал проникновения Советского Союза в Тихоокеан-ский регион, несмотря на успех, достигнутый им в результате объединения Вьетнама под властью ханойского правительства и оккупации Камбоджи. Глубокий анализ ситуации и дипломати-ческие способности позволили Киссинджеру, главному советнику Никсона, ограничить последствия поражения, понесенного Соеди-ненными Штатами на Индокитайском полуострове, а затем свести их на нет. СЕАТО, вследствие краха ее главного элемента (то есть Южного Вьетнама) и отказа от участия в ней других союзников, больше не существовала, а на смену «сдерживанию», осуществляв-шемуся СЕАТО, пришла совершенно новая и гораздо менее хруп-кая система соотношения сил.

Китайско-американское сближение было результатом китайско-советского разрыва и умения американцев использовать ситуацию, созданную этим просчетом. Брежнев и Косыгин изменили тактику,

ГШЬа 12. «Большая разрядка» и ее пределы

отказавшись от прямых нападок, избегая осуждения компартий, проявлявших свои симпатии к Компартии Китая и предоставляя существенную экономическую и военную помощь как Вьетнаму, так и Северной Корее, при этом не требуя от них выбора какой-либо определенной позиции в отношении «ссоры» с китайцами.

В то время как русские избрали мягкую линию поведения, китайцы, напротив, вели себя все более агрессивно, подстрекая компартии, на которые они имели какое-либо влияние, к отделе-нию от КПСС, как они это уже успешно проделали с Албанией в начале 60-х годов. Совпадение такого курса с внутренними бес­порядками и «культурной революцией» имело, однако, контрпро­дуктивные результаты. Поражение 1965 г. в Индонезии и невоз-можность обеспечивать достаточными финансовыми ресурсами китайское присутствие в развивающихся странах отодвинули Ки-тай на обочину международного политического процесса. Румы-ния и Куба, которые с самого начала придерживались критичес-кой позиции в отношении русских, в 1966 г. вновь сблизились с КПСС. Последняя (и ее ревизионистская политика) стала глав-ной мишенью критических стрел «культурной революции», а правительство Китая начало проводить непримиримую политику относительно территориальных споров, опасаясь, что русские хо-тят окружить Китай для того, чтобы напасть на него, возможно, с применением ядерного оружия. Советское вмешательство в Праге лишь усилило эти опасения, которые, в свою очередь, предостави-ли русским предлог для укрепления их военных позиций в Азии. Кульминацией этих опасений стали столкновения на реке Уссури в марте и августе 1969 г.

Это состояние напряженности не осталось не замеченным американцами. В течение многих лет вашингтонское правитель-ство обсуждало возможности использования ситуации, сложив-шейся с крахом «нерушимой» китайско-советской дружбы. Адми-нистрации Кеннеди и Джонсона, испытывая давление «китайского лобби», то есть влиятельной группировки в правящих кругах, благоволящей к гоминьдану и озабоченной вьетнамским кризи-сом, а также его предполагаемыми последствиями («эффектом домино»), ограничились продолжением традиционной политики политического остракизма в отношении Китайской Народной Республики, препятствуя принятию ее в Организацию Объеди-ненных Наций.

В 60-е годы усилия Белого Дома были направлены, скорее, на осуществление сложного переходного этапа в отношениях с Япо-нией. Благодаря американским гарантиям безопасности и режиму