Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризМ39

уровне 656 для американцев и 740 - для Советов. Очевидное пре-восходство, признаваемое за Советским Союзом в отношении МБР, компенсировалось количеством ракет с разделяющимися боеголовка-ми, которыми располагали американцы и которые позволяли оце-нить превосходство Соединенных Штатов как три к одному в отно-шении числа ядерных боеголовок. К тому же США превосходили Советы по количеству стратегических бомбардировщиков - 455 и 140 (они не лимитировались договором).

Во второй части соглашения решался вопрос об ограничении противоракетных систем (ПРО). В данной сфере обеим сторонам позволялось создавать две системы ПРО: одну - для защиты со-ответствующих столиц, другую - для защиты наиболее важной военной базы. В действительности, что касалось этой части дого-вора, то по протоколу 1974 г. стороны соглашались ограничиться строительством только одной такой дорогостоящей системы.

Наряду с двумя соглашениями по стратегическим вооружени-ям Никсон и Брежнев подписали ряд протоколов, призванных показать, что разрядка может привести ко все более интенсивно-му сотрудничеству. В знаменитой декларации об «Основах взаи-моотношений между США и СССР» утверждалось, что в ядерную эпоху отношения между сверхдержавами могли строиться только на принципах «мирного сосуществования». С этой целью стороны обязывались прибегать к взаимным консультациям для того, чтобы избежать военных конфликтов и предотвратить начало ядерной войны. Они обязывались также не стремиться к извлечению одно-сторонних преимуществ за счет противоположной стороны.

Важный раздел соглашений относился к торговому обмену. В нем предусматривалась возможность закупки Советским Со­юзом в США зерна на сумму до 750 млн долларов в течение трех лет. Были также заложены основы для торгового соглашения бо-лее общего характера (подписанного затем в октябре 1972 г.), на основе которого Соединенные Штаты должны были предоставить СССР режим наибольшего благоприятствования. Другие дополни-тельные протоколы касались сотрудничества в области научных исследований, изучения и использования космического простран-ства и защиты окружающей среды.

Соглашения были восприняты в целом с большим оптимиз-мом. Однако были и такие, кто (например, Збигнев Бжезинский, будущий советник президента Картера) отмечали, что фактически аргумент относительно американского технологического превос-ходства, приводившийся в поддержку согласия на меньшее число ракет-носителей, мог претерпеть изменения в результате успехов новых технологий, которые развивались также и в Советском Союзе. В

ТШЬа 12. «Большая разрядка» и ее пределы

действительности, в том момент превалировала концепция, согласно которой обе стороны соглашались с принципом двустороннего со-блюдения сложившегося соотношения стратегических сил. В случае существенных изменений в этом соотношении торжественно про-возглашенные «Основы взаимоотношений», содержавшиеся в со-вместной декларации, утрачивали свое значение.

Визит Никсона в Москву закрепил тенденцию к потеплению в двусторонних отношениях. В течение нескольких месяцев пре-зиденты двух стран встречались еще три раза. Брежнев отправился с ответным визитом в Соединенные Штаты 16-25 июня 1973 г., после того как Никсон был триумфально переизбран на второй президентский срок (однако уже тогда в Америке велась полити-ческая дискуссия вокруг Уотергейтского скандала, что поставило под сомнение авторитет президента). Встречи были очень сердечны-ми, подтверждая существовавшую - на поверхности - атмосферу прекрасного взаимопонимания между сверхдержавами. Однако переговоры, подготавливавшие договор ОСВ-2, еще недостаточно продвинулись вперед, и на встрече в верхах вынуждены были огра-ничиться одобрением соглашения, согласно которому новый дого-вор предполагалось подписать, как только будет достигнуто согла-шение о «постоянном» ограничении стратегических вооружений.

Впрочем, во время встречи в США на высшем уровне было подписано большое количество протоколов, некоторые из кото-рых относились к ядерной тематике. Один из них касался мирно­го использования атомной энергии; другой был направлен на «предотвращение ядерной войны» и содержал ряд правил, кото-рых обе стороны должны были придерживаться, чтобы избежать угрозы силой или ее применения одной стороной против другой, против их союзников и против третьих стран. Остальные согла-шения касались широкого спектра вопросов относительно форм сотрудничества, уже намеченных на московской встрече в верхах.

Когда в Москве и в Крыму 27 июня - 3 июля 1974 г. состоя-лась следующая встреча на высшем уровне, политические позиции Никсона уже были серьезно подорваны Уотергейтским сканда-лом. Вероятно, поэтому Брежнев, всегда кичившийся своим раду-шием, не захотел существенно продвигаться в переговорах с пре-зидентом, чье дальнейшее пребывание у власти уже вызывало сильные сомнения. Главной темой дискуссии были системы про-тиворакетной обороны. Было принято решение, что, в отличие от соглашения 1972 г., каждая держава будет иметь по одной такой системе, а не по две.

Другая обсуждавшаяся тема касалась подземных испытаний ядерного оружия, по которым было достигнуто соглашение, ограни-чивавшее мощность используемых в испытаниях устройств 150-ю