Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ37

ее продолжил Никсон.

Ситуация, казалось, сдвинулась с мертвой точки весной 1968 г. после отказа Джонсона выставить свою кандидатуру на президен-тских выборах на второй срок и прекращения американских бом-бардировок Северного Вьетнама. Когда 1 июля 1968 г. был под-писан договор о нераспространении ядерного оружия, было объявлено, что русские согласились начать переговоры по ОСВ. Оптимизм был разрушен чехословацким кризисом. После 21 ав-густа ни один американский президент не мог рассматривать как ближайшую перспективу возможность переговоров, которым в тот момент русские придавали особое значение. Занятый изуче-нием программы противоракет, оставленной ему в наследство Джонсоном, Никсон держал русских в неизвестности вплоть до июня 1969 г., когда он согласился, чтобы первый раунд перегово-ров начался в Хельсинки в ноябре того же года. Исключительно технический характер проблемы делает невозможным анализ хода этих переговоров, вылившихся в серию встреч, продолжавшихся вплоть до подписания договора 26 мая 1972 г.

Помимо обмена информацией о параметрах, уже, вероятно, известных обеим сторонам благодаря существующим системам информации и благодаря решению проблемы «контроля» через разведывательные спутники, которыми располагали обе державы, суть переговоров касалась, прежде всего, определения понятия «стратегические вооружения». Каковы должны быть параметры соглашения, учитывая уже имеющиеся в наличии вооружения и технологические инновации, находившиеся на подходе? Что кон-кретно имело стратегическое значение? Переговоры по этим воп-росам, зависевшие от общего развития отношений между двумя странами, тянулись долго. Лишь к середине 1971 г. стороны со-гласились распространить договор как на наступательные воору-жения (стратегические ракеты, то есть ракеты дальнего радиуса действия), так и на оборонительные, то есть на системы ПРО, которыми теперь располагал также и Советский Союз.

Важно, однако, отметить, что начало переговоров по ОСВ имело серьезные последствия для ряда других аспектов сотрудни-чества, которые должны были стать настоящей проверкой поли-тической атмосферы разрядки. Переговоры велись одновременно с первыми секретными контактами Киссинджера с китайскими руководителями, а затем стало известно де-факто о возобновле-нии отношений между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой. К этому прибавились трудные мирные пе-реговоры по Вьетнаму, прерывавшиеся неоднократными попытками американцев использовать силу и бесчисленными инцидентами,

ГИШа 12. «Большая разрядка» и ее пределы

спровоцированными ходом переговоров. 9 апреля 1972 г., в один из наиболее деликатных моментов дискуссии американские, Б-52 возоб-новили бомбардировки Северного Вьетнама, впервые после приоста-новки их Джонсоном в 1968 г. 15 и 16 апреля бомбардировке подверг-лась акватория порта Хайфон, и в ходе этой операции были случай-но повреждены также четыре советских судна.

Это не помешало совершению Киссинджером 20-24 апреля тайной поездки в Москву, в ходе которой была окончательно со-гласована большая часть еще не решенных проблем, прямо или косвенно связанных с переговорами по ОСВ. Позднее, в один из наиболее острых моментов переговоров с вьетнамцами и в то время, когда американцы готовились к выводу последних войск (около 90 000 человек), оставшихся в Южном Вьетнаме, в связи с новым ужесточением позиции северо-вьетнамских представите-лей на переговорах, 8 мая Никсон отдал приказ о минировании вьетнамских портов. Такой вызов демонстрировал, насколько вьет-намский вопрос, хотя и являвшийся раздражителем для русских, превратился уже в маргинальный фактор в контексте биполярных отношений. Перед Киссинджером стояла задача разъяснить рус­ским, что условия соглашений, лежавших на столе переговоров, включали в себя также отказ от ответных мер по поводу вьетнам-ских событий и, более того, содержали требование, чтобы русские способствовали смягчению позиций своего союзника и сателлита. Таким образом, не было никакого ужесточения советской пози-ции, не было повторения (которого боялись американцы) несосто-явшейся встречи в верхах в Париже в 1960 г. Напротив, несколько дней спустя, 22 мая Никсон отправился в Москву с первым в ис-тории визитом американского президента в советскую столицу. Визит продлился до 30 мая, а 26-го состоялось подписание согла-шений ОСВ-1.

Речь шла о договоре, разделенном на две части, дополненном рядом протоколов, касающихся смежных проблем. Соглашения (заключавшиеся на неограниченный срок, но с условием пересмот-ра каждые пять лет) были ориентированы на сокращение воору-жений; они предусматривали предельные количесвтенные уров-ни, которых каждая из держав должна была придерживаться в последующие пять лет. Таким образом, можно было говорить не о разоружении, а лишь о лимитировании стратегических воору-жений - не так уж много, однако, несомненно, лучше, чем безу-держная гонка вооружений. Соединенные Штаты замораживали свой арсенал межконтинентальных баллистических ракет на уровне 1054 ракет-носителей, а Советы - на уровне 1618; количество ракет, расположенных на подводных лодках (БРПЛ), замораживалось на