Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШ27

демократизации выработки политики, а для того, чтобы повлиять на деятельность правительств с помощью спонтанного или сфор-мированного общественного мнения. Наиболее красноречивый парадокс заключался в том, что важные международные события освещались не в соответствии с их собственным календарем, а в зависимости от запросов сетки программ ведущих телевизионных каналов.

Итак, общественное мнение и средства массовой информации стали новыми экторами, взаимодействие между которыми пред-ставляет собой абсолютно неисследованную область. Этот двули-кий субъект способен принимать перекрещивающиеся импульсы, для которых не существует понятия «граница» и которые влияют на менталитет масс своим эмоциональным воздействием или при-влечением внимания к неожиданно важным проблемам. Доста-точно вспомнить в этой связи проблематику окружающей среды, климата, демографии, вопросы религии, туризма, питания, чтобы оценить, пусть приблизительно, значение этого феномена.

Растущее значение международных организаций как самостоя-тельных субъектов политической жизни очерчено менее четко, оно часто связано с общей эволюцией политической системы. Несмотря на то, что Лига Наций явила собой весьма посред-ственный пример, Организация Объединенных Наций стала субъектом, способным осуществлять важную деятельность не только в силу своей численности (188 стран-участниц в 1999 г.). Эта деятельность почти всегда определяется характером полити-ческого большинства, складывающегося в организации, и, тем не менее, ООН постепенно стала источником нового международного права: в 1960 г. она торжественно провозгласила необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму; в 1967 г. выработала требования для установления мира на Ближ-нем Востоке, а позже - условия для полного завершения процес­са получения независимости колониальными странами (Намибия в 1990 г.) и урегулирования отношений между этническими груп-пами (осуждение южно-африканского апартеида).

Но универсальная и гигантская Организация Объединенных Наций - это только одна из десятков организаций, которые ста-ли новыми субъектами международной жизни. Их перечисление здесь неуместно, потому что в него следовало бы включить поли-тические и военные союзы, технические организации, коалиции, объединяющие страны тех или иных континентов, экономичес-кие организации, гуманитарные институты. Тем не менее нельзя не отметить, что эта форма организации политических процессов переплеталась с деятельностью традиционных международных

ШШа 12. «Большая разрядка» и ее пределы

субъектов, что способствовало развитию интеграционных тенденций и разработке самими организациями норм, которые постепенно ут­верждались в мире и которыми не могли пренебрегать даже отдель­ные очень важные экторы.

Наконец, следует упомянуть католическую церковь: не только как религиозное сообщество, способное осуществлять междуна­родную деятельность, а как религиозное сообщество, представ­ленное государственным субъектом - Ватиканом и осуществляю­щее апостольскую деятельность, которая, в особенности после понтификата Пия XII, и в частности во времена понтификата Павла VI, оказывала и оказывает заметное влияние на междуна­родную жизнь. Конечно, в межвоенный период, в течение Вто­рой мировой войны и во время холодной войны Святой Престол осуществлял значительную международную деятельность, кото­рую с трудом можно обрисовать и которая становится более по­нятной только благодаря внимательному изучению менее ярких аспектов международной дипломатической жизни. С расширени­ем международной пастырской деятельности в странах, получив­ших независимость, католическая церковь в период после 1958 г. играла достойную роль и пользовалась значительным влиянием.

Во время Карибского кризиса в октябре 1962 г. папа Ронкал-ли обратился к Кеннеди и Хрущеву с призывом к миру, за этим важным шагом последовали другие: в начале 1963 г. была опубли­кована энциклика «Пацем ш террио, в которой излагались пози­ции понтифика по международным проблемам. Павел VI, из­бранный в 1963 г., в еще большей мере, чем его предшественник, активизировал участие Святого Престола в международной жиз­ни, он положил начало папским визитам за границу. Первым стало паломничество папы в Палестину в 1964 г., а затем после­довали еще восемь поездок за пределы Италии, среди которых особенно значительным был визит в октябре 1965 г. в Нью-Йорк, где он выступил на Генеральной Ассамблее ООН с речью, в кото­рой утверждались пацифистские устремления церкви, но прежде всего - ее призвание быть «голосом бедных, обездоленных, страж­дущих, жаждущих справедливости, достойной жизни, свободы, благосостояния и прогресса». Это были слова, обращенные к тем, кто никогда не был свободным, прежде всего к обездоленным на­родам. Эта речь представляла церковь Организации Объединенных Наций не как союзницу западной коалиции (что молчаливо или косвенно происходило во времена холодной войны), а как союз­ницу бедных развивающихся стран: эта проблема легла в основу энциклики «Популорум прогрессио» 1967 г. Преемники Павла VI -Иоанн Павел I и, в еще большей мере, Иоанн Павел II с энцикли-