Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1117

мое время они впервые позволили рабочим осознать свою силу в переговорах с правительством в партией. В течение всех 70-х го-дов Тереку удалось удерживать в своих руках власть, несмотря на экономические трудности и брожение в среде рабочих, все более осознававших значение оружия забастовки и возникающей кон-солидации с частью движения интеллектуалов и, в особенности, с католическим миром для формирования способности к борьбе.

Гораздо в большей степени был чреват последствиями кризис в Чехословакии. Она почти безболезненно прошла этап дестали-низации. Под руководством Антонина Новотного, который в 1953 г. был навязан русскими в качестве преемника Готвальда, коммунистическая партия до 1963 г. придерживалась жесткого и сектантского политического курса. Отголоски инакомыслия были сильны, а его мишенью для критики современных «тиранов» был «культ личности» послесталинского периода. Тем не менее оно нашло способ проявить себя более масштабно после экономичес­кого кризиса 1962 г., связанного с провалом третьего пятилетнего плана. В самом деле, кризисные явления придали силы оппози-ции и вынудили (или побудили) Новотного согласиться начать внутреннюю дискуссию по экономическим проблемам, выдви-нувшую на первый план группу молодых экономистов, критиков «культа планирования» и сторонников ревизии экономической программы, направленной на введение принципов рыночного цено-образования и самофинансирования предприятий. Эта экономи-ческая программа была воспринята с опасениями и стала осуще-ствляться только начиная с 1966 г. Однако она стала показателем изменения атмосферы. Теперь представлялось, что Новотный расположен к диалогу не только по проблемам экономики, но также политики и культуры.

С 1963 по 1968 г. жизнь Чехословакии была отмечена появле-нием возрожденческого течения, в которое влились бесчисленные ручейки, зачастую совместимые с системой, но часто потенциаль-но опасные для нее. Мир интеллектуалов и писателей объединял-ся вокруг некоторых групп и журналов, настоящих «фабрик» ре-формистских дискуссий, таких, как «Literamy Noviny» («Литера-турный журнал»), журнал чешских писателей, или «Kultumy Zivot» («Литературная жизнь»), журнал словацких писателей. За не­сколько лет дискуссии приобрели гораздо более острый и свобод­ный характер.

Вновь вышел на первый план национальный вопрос, то есть протест словаков по поводу неравноправного положения, в кото-ром они продолжали находиться также и в рамках народной рес-публики. В 1963 г. во главе Компартии Словакии встал один из

1118 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

активных участников антифашистского освободительного восста-ния 1944 г. Александр Дубчек. Постепенно вокруг этого деятеля сложилась оппозиция, направленная против замедленного темпа действий Новотного и трудностей на пути воплощения в жизнь обновленческих импульсов. К концу 1967 г. ситуация еще более обострилась в результате столкновений между полицией и груп-пами пражских студентов. В декабре 1967 - январе 1968 г. Цент-ральный комитет компартии обсудил возможную добровольную отставку Новотного. 3 января, учитывая широкую поддержку кандидатуры Дубчека, Новотный решил отойти от руководства партией, в том числе и для того, чтобы не обострять отношений с представителями словацкого народа.

В бурной атмосфере, ставшей драматичной благодаря массо-вой реабилитации жертв сталинизма, избрание Дубчека ускорило темп перемен. В марте Новотный оставил пост президента рес-публики (который он сохранил в январе) и был заменен генералом Людвиком Свободой, очень уважаемым, политически нейтраль-ным деятелем. С апреля месяца демократическое брожение при-обрело лихорадочные темпы. Это были недели, которые позднее вспоминали как «Пражскую весну», недели обновления и катар-сиса. Дубчек, Свобода, председатель Национального собрания Йозеф Смрковский, глава правительства Олдрих Черник разработа-ли проекты, обрисовывавшие в общих чертах грандиозный идеал, выраженный красноречивым лозунгом — создание «социализма с человеческим лицом». Это был лозунг, в полной мере отражав­ший осознание ограниченности имеющегося опыта и надежду на возможность построения нового, свободного общества, не отка-зываясь от главных завоеваний социализма.

Подтверждение изменения курса должно было состояться на чрезвычайном съезде Компартии Чехословакии, назначенного на июль-август и готовившегося в атмосфере все более оживленной дискуссии, тон которой был задан манифестом «Две тысячи слов» Людвика Вацулика. Он появился 27 июня в еженедельнике «Ли-терарни листы» и стал почти знаковым текстом, проводившим разграничение между силами обновления, консервативными си-лами и теми, кто был склонен к компромиссу.

К осторожности и компромиссу призывали также новости из других стран Варшавского договора. В июне учения советской ар-мии уже побудили опасаться военного вмешательства. С начала июля пять европейских союзников Чехословакии (СССР, Восточ-ная Германия, Польша, Болгария и Венгрия) начали оказывать давление с тем, чтобы состоялось коллективное обсуждение ситуа-