Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1111

тельно стремления Советского Союза изолировать Китай от при-нятия важнейших международных решений и предоставило пе-кинскому правительству возможность заявить о своей резкой оп-позиции. В то же время совпадение линии Китая с оппозицией голлистской Франции по отношению к договору обеспечило дип-ломатическое признание Китайской Народной Республики со стороны Парижа. В течение 1964 г. конфликт между Москвой и Пекином продолжал углубляться.

Снятие Хрущева также не привело к изменениям политичес­кой ситуации. Более того, именно тот факт, что новые советские руководители заменили тактику фронтального столкновения, ко-торой придерживался Хрущев, на более взвешенные, но также и более эффективные действия, в конечном счете усилил напря­женность. Хрущев подготовил проведение в декабре 1964 г. кон­ференции, которая должна была санкционировать окончательное осуждение китайского коммунизма. Брежнев и Косыгин аннули-ровали проект, избежав при этом предания остракизму партий, проявивших открытые симпатии к Компартии Китая. Более того, посетив Ханой и Пхеньян, новые советские руководители предо-ставили правительствам Вьетнама и Северной Кореи существен-ную военную и экономическую помощь, не требуя взамен ника-кого специального заявления о лояльности по отношению к СССР. Результаты почувствовались незамедлительно, поскольку обе страны быстро перешли на нейтральные позиции в отноше-нии китайско-советского спора, что фактически лишало смысла предшествовавшие успехи китайской дипломатии. Это объясняет, почему мягкой линии Советского Союза Китай противопоставлял все более резкие действия, предприняв целый ряд откровенно раскольнических акций в отношении коммунистических партий, на которые китайцы, по их собственному мнению, имели опреде-ленное влияние.

Тем временем радикализация внутриполитической борьбы со-здавала во внешнем мире образ Китая как ультрареволюционной и нестабильной страны. Ростки политических процессов, привед-ших к так называемой «культурной революции», означали начало растущей изоляции.

Попытка государственного переворота, предпринятая в Индо-незии левыми офицерами, связанными с Компартией Индонезии и с Компартией Китая (сентябрь 1965 г.), привела к тому, что президент Индонезии Сукарно, занимавший нейтральные пози-ции, был лишен всякой власти. Ее результатом стала также очень жесткая реакции армии, которая, под руководством генерала Су-харто, осуществила контрпереворот, приведший к самому настоя-

1112 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

щему истреблению коммунистов или считавшихся таковыми: сот­ни тысяч, возможно, миллион жертв, прежде всего из числа ки­тайской общины. Народный Китай потерял, таким образом, свою самую сильную поддержку в Азии. Ограниченность экономических ресурсов привела к провалу попыток китайцев предстать перед странами Третьего мира, в особенности африканскими, недавно освободившимися, странами, в качестве иной «модели» деколо­низации. Большое число договоров о техническом и политичес­ком сотрудничестве, подписанное с этими странами (ориентиро­ванными против Советов и против западного присутствия), нача­ло выполняться, но затем было быстро свернуто из-за нехватки ресурсов, которые Китай мог выделять в помощь развивающимся странам. Румыния и Куба отошли от Китая для того, чтобы безого­ворочно присоединиться к советским позициям (в особенности это касалось Кубы).

Ответ Мао на политику, проводимую Советским Союзом, пользовался широкой народной поддержкой. Тем не менее именно обвинения в ревизионизме и бюрократизме, которые Мао сделал основой своей кампании, нашли отражение внутри китайской компартии. Внутри нее существовали разногласия по вопросам экономической стратегии и моделей развития в двух направ­лениях - защиты интересов большинства (такова была позиция Мао) и переосмысления революционных целей с тем, чтобы адаптировать их к новым временам (такова была другая пози­ция). Это противостояние уходило корнями в различия между политическими направлениями, между поколениями, а также в сложную структуру аппарата социального контроля, охватывав­шего всю страну. Недовольство, которое вызывали бюрократиза­ция и привилегии, связанные с осуществлением власти, представ­ляло собой благоприятную почву для развития конфликта.

«В этом смысле, - пишет Энрика Пишель, - культурная ре­волюция и сопровождавшие ее конфликты были эпизодами под­линной классовой борьбы. Однако, это была классовая борьба внутри правящего класса, поскольку «широкие массы» были вовле­чены в нее в той мере, в какой их привлекали определенные группы внутри властной коалиции, преследовавшие противопо­ложные цели. При отсутствии свободы и наличии всепроникаю­щей пропагандистской мобилизации мотивы, по которым «мас­сы» должны были бороться в защиту собственных интересов за или против различных руководящих групп, не всегда были ясны».

Однако наличие действительного недовольства придавало Мао силы бороться за возвращение партии к защите эгалитарист­ских ценностей, которые были присущи ее программе ранее.