Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1107

менного условия для защиты от коммунизма. В интерпретации китайцев мир строился в соответствии с критериями, принося-щими интересы мира и прогресса народов в жертву американ­ским гегемонистским устремлениям. После опыта авторитарной опеки Кремля для китайцев было почти естественным прирав-нять в своей оценке советский гегемонизм к американскому.

В течение многих лет Китай стремился к поиску иного меж-дународного порядка, намечавшегося в годы антифашистской войны, способного гарантировать народам возможность развития и модернизации, основанной на внутренних силах и характерных особенностях конкретной социальной реальности. Следовательно, нельзя было согласиться с тем, что стремился создать Хрущев, а именно — с такой организацией международных отношений, ко-торая вынуждала выбирать между капитализмом (синонимом им­периализма) и советским социализмом, синонимом бюрократии, глубоких социальных противоречий и второстепенной роли сель-ского хозяйства. Именно в годы разрыва с Советским Союзом Компартия Китая развернула свою кампанию в поддержку «боль-шого скачка», то есть экономического роста в рамках китайской модели, которая восходила к концепциям, сформировавшимся в начале гражданской войны. Эта кампания породила и первые внутренние расхождения в КПК.

В 1956-1957 гг. разногласия между КПК и КПСС оставались в латентном состоянии. В самом деле, в Китае параллельно с деста-линизацией попытались также проводить новую политику откры-тости, осуществляя курс «пусть цветут сто цветов», претендовавший на то, чтобы стать воплощением национальных путей построения социализма. Долгое время сохранявшееся доверие между двумя сторонами увенчалось подписанием договора о сотрудничестве в ядерной области в октябре 1957 г., а критика Мао в отношении реабилитации Тито была сглажена участием Китая в конферен-ции коммунистических партий, состоявшейся в том же году в со­ветской столице в честь сороковой годовщины Октябрьской ре-волюции.

Эта конференция обозначила несомненную вершину в отно-шениях сотрудничества между КПСС и КПК, но именно по это-му случаю престарелый китайский лидер произнес речь, ставшую позднее знаменитой, - «Ветер с Востока преобладает над ветром с Запада» - для напоминания русским о необходимости актив-ной антиимпериалистической политики.

В последующие месяцы кризис углубился; жесточайшая кри-тика руководства КПК в адрес югославского ревизионизма в дей-ствительности имела в виду Хрущева. Впрочем, Мао Цзэдун не

1108 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

скрывал своих мыслей. В июле 1958 года он говорил советскому послу в Пекине: «Из того факта, что мы опираемся на Советский Союз, не следует, что мы повторяем его ошибки», и добавлял: «Меня могут обвинить в том, что я - националист или новый Тито. Мой ответ состоит в том, что вы расширили границы рус-ского национализма до китайских берегов». Русские старались тог-да скрыть от остального мира масштабы разногласий, а также най-ти союзников для того, чтобы ограничить влияние Пекина. Они не нашли их в Соединенных Штатах сначала потому, что те не сразу оценили масштабы столкновения, а затем - поскольку считали раскол чрезвычайно выгодным для американской политики.

С другой стороны, наблюдались явные признаки нетерпимости китайцев в отношении нового советского курса, подтолкнувшие Хрущева к контрнаступлению. Новое появление на повестке дня в 1958 г. «Берлинского вопроса» вписывалось в рамки необходи-мости продемонстрировать восточным немцам и китайцам совет-скую нетерпимость по отношению к Западу, однако оно сопровож-далось почти одновременным решением не выполнять обещание предоставить Китаю опытную модель ядерного устройства. Хру-щев старался смягчить уже ощущавшееся чувство напряженности во время своего визита в Пекин в октябре 1959 г., однако безре-зультатно. В 1959 г. напряженность, связанная, в том числе, и с проблемами пограничных территориальных претензий китайцев, стала причиной неоднократных отказов Советского Союза от предложений сотрудничества в целях развития китайского ядер-ного потенциала. Она достигла пика в июле 1960 г., когда рус-ские решили отозвать специалистов, посланных в Китай для со-трудничества в области осуществления ядерных программ пекин-ского правительства, с объяснением, что их работа встречала лишь «неблагодарность китайцев». Конфронтация развивалась уже в разных, хотя и взаимосвязанных сферах, что способствова-ло разрушению двусторонних отношений.

В идеологическом плане столкновение касалось гегемонии в коммунистическом движении. Поединок стал более острым начи-ная с апреля 1960 г., когда в теоретическом органе Компартии Китая появилась статья «Да здравствует ленинизм», содержавшая открытую критику философии разрядки в том виде, как ее понимал Хрущев. Китай пережил годы огромных трудностей (так называе-мые «черные годы»), ставшие еще более тяжелыми из-за неудачи эксперимента с коммунами в сельском хозяйстве и провалом «большого скачка». Сама Компартия Китая была охвачена глубо-ким кризисом, отражавшим неуверенность, вызванную постоян-ными изменениями экономического курса. Отказ от сотрудниче-