Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1087

новый военный переворот устранил генерала Мина и, при под­держке американцев, привел к власти генерала Нгуен Кханя. Было, однако, уже очевидно, что сайгонское правительство пре­вращалось во все менее послушный инструмент в руках амери­канцев. Джонсон был, вероятно, убежден, что вмешательство в Южном Вьетнаме было ошибкой, но он не считал возможным для американцев отказаться от него из-за огромного воздействия, которое это оказало бы на всю антикоммунистическую систему, и из-за последствий для имиджа самого президента. Ведь этот президент в ноябре 1964 г. впервые был вынужден вести кампа­нию по президентским выборам, где он продолжал играть роль «голубя», то есть пацифиста, против «ястреба» Барри Голдуотера, кандидата от республиканской партии и приверженца политики немедленной интервенции в Северном Вьетнаме.

Таким образом, тревожные новости относительно ухудшения ситуации в Южном Вьетнаме могли привести лишь к одному вы­нужденному решению: сделать американские обязательства более эффективными и весомыми. Выбор способов выдвигал, прежде всего, одну принципиальную проблему. Если в период правления администрации Кеннеди вмешательство принимало косвенные формы, то теперь, вероятно, наступил момент изменить методы и цели, прибегнув к более массированному вмешательству, иному, главным образом, по своему юридическому характеру, то есть по­зволяющему американцам непосредственно участвовать в боевых действиях, и, в особенности, в бомбардировках баз противника?

Прошло несколько месяцев колебаний и размышлений, в те­чение которых было принято единственное существенное реше­ние о дальнейшем увеличении американского контингента, чем фактически было положено начало самой настоящей военной эс­калации. Последняя стала позднее самым скандальным и драма­тическим моментом войны, в наибольшей степени вызывавшим реакцию общественного мнения, которое с течением времени все более болезненно относилось к политике Джонсона.

Поворот созрел в июне-августе 1964 г. В начале июня основ­ные лица, ответственные за военные операции, встретились в Го­нолулу. Среди прочих присутствовали генерал Уильям Уэстмор­ленд (недавно ставший главнокомандующим американскими воо­руженными силами во Вьетнаме), посол Лодж (который должен был вскоре оставить пост посла в Сайгоне для участия в прези­дентской кампании), Макнамара, Раек, Тэйлор (который не­сколько позже займет место Лоджа). На встрече категорически не отвергалась и рассматривалась возможность использования в кон­фликте ядерного оружия. Однако в основном дискуссии сосредо-

1088 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

точились вокруг двух аспектов: необходимости широкого разъясне­ния характера американских целей с тем, чтобы рассеять атмосфе­ру враждебности, которую вызвало вмешательство во Вьетнаме, и начала дипломатической деятельности с целью расширить под­держку среди стран, близких к театру военных действий. В ходе дискуссий возникла новая тема: своевременности принятия резо­люции конгресса для выражения его мнения относительно про­исходящих событий. Вплоть до этого момента президент действо­вал в рамках собственных полномочий. Усиление полемики и подготовка поворота заставили его ощутить потребность в более широкой поддержке, по крайней мере, такой, которая легитими­зировала бы его действия.

Эти результаты и дискуссии, вроде бы ограниченные, привели к глубокому повороту. 2-3 августа 1964 г. в международных водах Тонкинского залива, после нескольких недель взаимного наблю­дения, во время которого американские и южновьетнамские ка­тера атаковали (ночью 30 июля) северовьетнамские острова, два американских корабля (сначала «Maddox», а затем «Turner Joy»), вероятно, нарушившие границы территориальных вод Северного Вьетнама, были атакованы тремя вражескими торпедными кате­рами, которым они дали серьезный отпор.

Инцидент в Тонкинском заливе позднее стал предметом не­скончаемых дискуссий. Некоторые подозревали, что он был на­меренно спровоцирован американцами для того, чтобы сделать более легкой последующую процедуру в конгрессе. Действитель­но, хотя многие сомнения и были закономерны, даже самые кор­ректные свидетельства, имевшиеся в распоряжении до сих пор (1999 г.), вынуждены были остановиться на уже известных выво­дах. Впрочем, сам по себе частный случай имеет второстепенное значение по сравнению с его политическими последствиями. Ни­колас Б. Катценбах, являвшийся тогда заместителем министра юстиции, а позднее заместителем госсекретаря, сказал по этому поводу годы спустя: «Инцидент в Тонкинском заливе сам по себе был всего лишь пустяком. Конечно, президент Джонсон и правительство воспользовались им, но я не думаю, что характер этих событий имел какое-либо значение. Необходимо было всего лишь найти повод для получения резолюции [конгресса]. И тогда был избран этот ин­цидент. Если бы его не было, то выбрали бы что-либо другое».

Действительно, 5 августа президент Джонсон отправил в кон­гресс проект резолюции, в соответствии с которой, Соединенные Штаты, учитывая жизненную важность безопасности на Юго-Вос-токе Азии, были готовы (prepared) на основе решения президента Соединенных Штатов «предпринять все необходимые шаги,