Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1075

внешней политики и безжалостно высветила недостатки и основные черты державной политики, — годы антиамериканского ожесто-чения самих американцев. Это было восстание, начавшееся в черных гетто и в университетских кампусах. Постепенно оно приобрело значение смены поколений, переосмысления значи-тельной части традиций и общих характеристик американского образа жизни. Из Соединенных Штатов движение, приспособив­шись к различным ситуациям, распространилось по всему миру; особенно сильный отзвук оно имело в Европе, где в 1968-1969 гг. оно находилось у истоков самой настоящей революции нравов.

Однако в целом все эти утверждения, хотя и проясняют мас­штаб и глубину кризиса, вызванного Вьетнамской войной в Аме-рике, не должны и не могут позволять упускать из вида главное соображение: совокупность феноменов, приведенных в движение войной, «в огромной мере», по словам Карло Пиндзани, способ­ствовала «приданию вьетнамским событиям символического смысла, намного превосходящего их реальное политическое и во­енное значение». Если рассматривать войну во Вьетнаме как про-блему биполярной системы периода с 1961 по 1968 г. и еще более обоснованно - до 1975 г., то она представляла собой региональный кризис, выявивший одновременно трудность и необходимость ус­тановления глобальных соглашений, которые ограничивали бы масштаб локальных кризисов, предупреждая их превращение в более масштабные конфликты.

Тот факт, что северных вьетнамцев вооружали русские, а юж-ных вьетнамцев вооружали американцы, которые помогали им на полях сражений, может навести на мысль, что война во Вьетнаме повторяла каким-то образом схему Корейской войны - «войны по доверенности», порученной меньшим странам, однако вовле-кающей сверхдержавы, не подвергая их крайнему риску. В дей-ствительности два этих конфликта глубоко отличались по двум причинам. Первая касается внутренней ситуации. В Южной Ко­рее режим Ли Сын Мана мог рассчитывать на консенсус, не ос-тавлявший места проникновению коммунистов, в то время как в Южном Вьетнаме режим Нго Динь Зьема подтачивался неспо-собностью создать вокруг себя социальный консенсус.

Вторая причина относится к международной ситуации. В 1950 г. Корейская война являлась одним из острых моментов конфликта, границы которого не были обозначены и в котором США и СССР противостояли друг другу с целью расширить сферу пораже-ния противника. В случае с Вьетнамом, хотя поражения американ-цев играли на руку русским на фоне трудностей, испытываемых ими внутри коммунистического блока, а также в их деятельности

1076 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

в отношении третьего мира, конечная цель Московского прави-тельства, как, впрочем, и американского, была не расширение зоны поражения противника, а ее ограничение и, как бы то ни было, удержание под контролем. Хотя невозможно утверждать, что между двумя сторонами существовало осознанное обязатель-ство «совместно управлять» рамками, в которых должна была вес-тись Вьетнамская война (как позднее утверждали многие критики «державной политики»), очевидно, однако, что ни русские, ни американцы не воспользовались чрезвычайными вьетнамскими событиями для того, чтобы создавать друг другу дополнительные трудности. Достаточно вспомнить, что самые важные соглашения за годы разрядки, подписанные в Вашингтоне в июне 1973 г., совпали с одним из наиболее острых этапов вьетнамского кризиса.

11.5.2. США И ИНДОКИТАЙ ОТ ДАЛЛЕСА ДО КЕННЕДИ. ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ И СВЕРЖЕНИЕ НГО ДИНЬ ЗЬЕМА

Задача, выпавшая на долю правительства Нго Динь Зьема в Южном Вьетнаме, была чрезвычайно сложной. В 1954 г. админи-страция Эйзенхауэра начала оказывать ему серьезную поддержку. О причинах этой поддержки, которая, неожиданно для всех, при-вела к такому глубокому вовлечению американцев в индокитай-скую ситуацию, имела место длительная дискуссия. Эйзенхауэр и Даллес представляли американское вмешательство (являвшееся для договора СЕАТО первым серьезным испытанием) как приме-нение на практике так называемой «теории домино». «Если по-ставить на ребро одну за другой костяшки домино, - сказал Эй-зенхауэр в апреле 1954 г., - и ударить по первой, то в результате обязательно упадет также последняя из них». Вьетнам был первой костяшкой в индокитайском домино. В случае его перехода под контроль коммунистов весь полуостров сразу же был бы обречен на такую же участь, равно как и полуостров Малакка, и Советам открывался путь в Бирму и Индийский океан.

Естественно, столь абстрактная стратегическая концепция оп-ровергалась и может быть опровергнута на основе мотивировок, связанных с более конкретными интересами американцев. Одна-ко не нужно обладать знаниями геополитика для понимания того, что признание тезиса об «эффекте домино» привело бы к катастрофическим последствиям. Если американское правитель-ство действительно было убеждено, что «теория домино» обосно-ванна (а именно это, пожалуй, являлось темой дискуссии), то оно должно было вмешаться для того, чтобы блокировать про­движение просоветских сил в направлении Индийского океана.