Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1069

довской Аравии, Кувейта и Ливии (последних двух стран - огра-ниченная с точки зрения времени и условий) позволила Хусейну выжить. Однако лагеря палестинских беженцев стали также мес-тами для интенсивной антиизраильской деятельности и базой для ведения партизанской войны, которую федаины ООП вели про-тив врага в соответствии с военными директивами, на которые Иордания не оказывала никакого влияния, но за которые она платила определенную цену в связи с израильскими репрессия­ми. На практике власть ООП противостояла власти иорданского правительства и поддерживалась Сирией. В сентябре 1970 г. это противоречие обострилось до крайности. Под угрозой заключе-ния соглашения между сирийцами и ООП Хусейн принял ради-кальные меры против палестинских беженцев. В те дни, позднее получившие известность как «черный сентябрь», тысячи палес-тинских бойцов были уничтожены, а влияние ООП радикальным образом уменьшилось в результате соглашения, которое Арафат вынужден был подписать с иорданским правительством, в соот-ветствии с которым политическая деятельность ООП в Иордании осуществлялась под контролем правительства Аммана.

Для Сирии последствия поражения также были тяжелыми. Правительство генерала Салах-ад-дин Битара, представителя ле-вого крыла партии Баас, вступило в период глубокого кризиса, который привел в сентябре 1970 г., одновременно с попыткой вмешательства в Иордании, к отстранению самого Салах-ад-дин Битара и его замене представителем этой же партии генералом Хафезом Асадом, использовавшим власть гораздо более прагма-тичным образом и укреплявшим ее, не стесняясь подавлять про-тивников.

Хотя Ливан и не принимал участие в войне и остался своего рода островом благополучия в регионе, где царило насилие, с 1967 г. он также стал ощущать последствия поражения арабов. Для ООП Ливан, по сравнению с Иорданией, имел пока второ-степенное значение в качестве базы для проведения военных опе-раций. Однако рост числа беженцев сразу же выдвинул проблему властных полномочий и регламентации партизанской деятельнос-ти. Вмешательство Насера помешало в тот момент развитию си-туации в конфликт, аналогичный тому, что возникал в Иорда-нии. В 1969 г. был достигнут компромисс, который ограничивал свободу передвижения ООП южной частью Ливана. После «чер-ного сентября» этот компромисс стал инструментом, благодаря которому ООП удалось обосноваться в Ливане автономным обра-зом в той степени, в какой это не удавалось сделать в Иордании -в качестве государства внутри другого государства.

1070 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Иным был характер проблем, с которыми пришлось столк-нуться победителям. Неожиданное превращение Израиля из осажденного государства в державу, доминирующую в беспокой-ном регионе, пронизанном столькими противоречиями, выдвига-ло проблему придания новой ситуации нового внутреннего и международного смысла. В плане внутренней ситуации оккупа-ция обширных арабских территорий выдвигала перед израиль-ским правительством необходимость регламентировать отношения между двумя этническими группами, которые по численности уже почти сравнялись. Если до войны население Израиля состав-ляло 2 млн 300 тыс. жителей, то в июне 1967 г., несмотря на отъезд многих новых беженцев, израильское население увеличи-лось до более чем трех с половиной миллионов человек, из кото-рых 1,5 млн - арабы (частично те жители Израиля, которые в 1948 г. не покинули свои дома, частично - более миллиона -арабы, заявлявшие о своей палестинской идентичности).

Впервые Израилю пришлось столкнуться внутри страны и на собственных границах с одной и той же проблемой: признавать ли существование наряду с нациями, которые исторически сфор-мировались после падения Оттоманской империи, также и палес-тинскую нацию или же отрицать такое признание и отказаться, следовательно, от каких бы то ни было уступок точке зрения арабского мира. Отказу арабов 1948 г. противостоял теперь отказ израильтян, столь же упорный, основывающийся на тезисе, что только отрицание существования палестинской нации создаст гарантии безопасности израильской нации. Однако все это под-нимало также юридические проблемы, которые не могли рас­сматриваться в чисто репрессивных категориях, поскольку внутри Израиля отношение к палестинцам оставалось враждебным, но пока еще пассивным.

Наряду с этой проблемой этнического равновесия возникала также проблема территориального характера. Что делать с окку-пированными территориями? Существовало две противополож-ных тенденции: направленная на создание великого израильского государства, которое аннексировало бы Западный берег реки Иордан, постепенно превратив его в колонию; и тенденция, на-правленная на поиск компромисса, возможно, с Египтом, кото-рый соответствовал бы, по крайней мере частично, резолюциям Совета Безопасности ООН. Два параметра были четко определе-ны: Голанские высоты были главной позицией с точки зрения безопасности Израиля, и их можно было бы уступить только в рамках общего урегулирования, в тот момент еще весьма далекого. Иерусалим должен был остаться столицей Израиля как неделимый город, где находятся святые для еврейской религии места. Это,