Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1027

кто уцелел, смогли скрыться в горах Сьерра-Маэстра на востоке острова. Оттуда в течение немногим более двух лет Кастро воз­главлял борьбу против диктатуры, которую Батиста установил в 1952 г. Количество партизан росло, но никогда не превышало не-скольких сотен, возможно, двух тысяч человек. Однако им уда-лось завязать контакты с крестьянским миром, принявшим их как своих, и с городскими средними слоями. Последние подвер-гались все большему угнетению режимом Батисты, испытывали сильное влияние антиамериканизма, к которому их толкала не-способность США найти на Кубе политические силы, отличные от тех, что собрались вокруг диктатора, и с которыми можно было бы сотрудничать. Эти слои привлекала программа движения Кастро, не подрывная, а реформистская. Немногим более чем за два года группе революционеров удалось стать центром притяже-ния всех сил, оппозиционных режиму. 1 января 1959 г. Батиста, чувствуя свою неспособность оказывать сопротивление и сознаю­щий, что его больше не поддерживают США, покинул Гавану, куда триумфально вошли «партизаны» Кастро.

4.1.5. Куба

Политическая коалиция, во главе которой стоял Фидель Кастро вместе со своим братом Раулем, командующим вооруженными силами (умеренный Мануэль Уррутиа стал при этом президентом республики), сразу же продемонстрировала сильное стремление к моральному обновлению и другим изменениям. Правительство Кастро в социальной сфере развернуло борьбу за ликвидацию безграмотности и бесплатное медицинское обслуживание, имевшие огромный успех и означавшие объективное улучшение условий жизни народа. Единство начало давать трещину, когда Кастро стал проводить свою социально-экономическую политику (резкое снижение арендных платежей, аграрная реформа, наносившая удар по владениям, превышающим 400 гектаров, сельскохозяй-ственные кооперативы). Уррутиа подал в отставку с поста пре­зидента. Народная поддержка революции нарастала, однако воз-растала также и потребность в эффективной организационной структуре и в надежной международной поддержке. Кубинская проблема становилась международной проблемой.

Соединенные Штаты своевременно признали режим Кастро, пользовавшийся огромной симпатией в американских либераль-ных кругах. Эти симпатии были связаны с надеждой разрушить не нравившуюся многим американским политическим деятелям традиционную практику, когда отношения с Латинской Америкой

1028 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

неизменно должны были проходить через этапы острого столкно-вения или же через этапы зависимости, слегка прикрытой при-сутствием у власти олигархических (часто - семейных) групп, чей демократический характер был весьма сомнительным и чья репрессивная политика в конце концов дискредитировала сами Соединенные Штаты. Кастро представлял новую реформистскую модель, укорененную в народе, сотрудничество с которой при определенных условиях представлялось Соединенным Штатам возможным, хотя секретные службы и предупреждали о массовом проникновении коммунистов в движение Кастро. Союз между сторонниками Кастро и коммунистами стал поводом для беспо-койства Соединенных Штатов и подтолкнул вашингтонское пра-вительство к оказанию некоторых форм давления на новый ку-бинский режим.

Кастро ответил национализацией без компенсации или с сим-волической компенсацией имущества, принадлежавшего амери-канским компаниям. С этого момента начался массовый выезд с Кубы, приведший к тому, что несколько сотен тысяч людей, враждебно настроенных к Кастро, эмигрировали главным обра-зом во Флориду, где они стали базой для любого антикастровско-го движения в будущем.

Атмосфера накалялась все больше, чему способствовали также визит первого заместителя Председателя Совета министров СССР Микояна на Кубу в феврале 1960 года и подписание соглашения, по которому Советский Союз обязался покупать урожай кубин-ского сахара по цене, меньшей, чем та, что платили американцы, но взамен предоставлял кредит в 100 миллионов долларов под 2,5% годовых. Было ясно, что в атмосфере того особенного года Куба также стала одной из новых арен соперничества между сверхдержавами, и в гораздо большей степени, чем Гватемала в 1954 г., она представляла собой первую серьезную проекцию кон-фликта США-СССР на Западное полушарие. Соединенные Шта-ты впервые в своей истории близко столкнулись с опасностью, которой они не могли пренебречь. Первой реакцией Эйзенхауэра было путешествие в Аргентину, Бразилию, Чили и Уругвай, где американскому президенту был оказан восторженный прием. Очевидно, что если многие сомневались в антикоммунистичес­ком «предлоге» применительно к Гватемале в 1954 г., то советс-кое присутствие на Кубе в 1960 г. было настолько явным, что вызвало цепную реакцию, которая заставила олигархические силы забыть о каком бы то ни было искушении опереться в по-исках популярности на такое легко возбудимое чувство, присущее массовому сознанию, как оппозиция yankees.