Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1025

и демократию в других местах. В других местах, а не в Западном полушарии? Кроме того, мнение, что применение репрессий мог­ло остановить коммунистическое влияние, было совершенно ошибочным.

11.2.3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ АНТИАМЕРИКАНИЗМА И УСПЕХ КАСТРО НА КУБЕ

Опыт революции под руководством Кастро явился самым важным поворотным моментом в послевоенный период для отно­шений между Соединенными Штатами и Латинской Америкой как с точки зрения ее истоков, социального контекста, способа осуществления, так и последствий для Центральной и всей Ла­тинской Америки, ее воздействия на отношения между блоками.

Остров Куба, который до войны 1898 г. являлся испанской колонией, имеет свою особенную социальную историю, ставшую предметом понятного интереса и дискуссий в историографии, в которой она четко отделяется от истории других латиноамери­канских стран. Тип экономики, основанный на экспорте сель­скохозяйственной продукции (который до «великой депрессии» был аналогичен экспортной модели других латиноамериканских стран), восходит к первым десятилетиям XIX века и оставался в целом неизменным, несмотря на внутренние метаморфозы, вплоть до кануна революции Кастро. Как подчеркивает Антонио Аннино, главным было противоречие между экономикой, осно­ванной на монокультуре сахара, и постепенной утратой контроля со стороны правящей олигархии над производственными факто­рами и низшими социальными классами. Американское влияние, заменившее испанское колониальное господство, оказалось встроенным в уже существовавший ранее дисбаланс внутри коло­ниальной системы и усугубило его. Неспособность умеренной ку­бинской олигархии сформировать руководство (leadership), спо­собное стать альтернативой испанской власти, привело к тому, что к моменту краха колониализма американское вмешательство не могло опираться на присутствие сильного внутреннего партне­ра, который выступил бы посредником в реализации господства Соединенных Штатов.

В неоколониальном порядке, установившемся после проник­новения американского капитала, олигархия и слабая кубинская буржуазия не смогли удержать контроль над возникшими антико­лониальными силами. Одна из них - демократическо-национали-стическая, связанная с движением за независимость, протагонистом которой в конце XIX в. был Хосе Марти. Другая - пролетарская,

1026 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

ставшая выражением интересов трудящихся, занятых в процессах выращивания сахарной свеклы, производства сахара и торговли им, а также интересов широких масс средних городских и сель-ских слоев, находившихся в состоянии упадка. Союз этих двух сил составил питательную среду для революционного движения. Роль Кастро состояла в объединении двух тенденций в одно движение с его ориентацией на революцию.

Существует множество интерпретаций образа Фиделя Кастро, сегодня изрядно пострадавшего из-за того, что ему приходилось приспосабливаться к резко менявшимся обстоятельствам. В центре этих интерпретаций — вопрос о характере его перехода от «праг-матического» этапа к откровенно марксистскому этапу. Он ро­дился в 1926 г. и с юных лет посвятил себя политике. Вскоре после начала адвокатской деятельности он возглавил попытку восстания - штурм 26 июля 1953 г. казарм Монкада. Это стоило ему ареста и судебного процесса, где он произнес речь в свою за-щиту, которую тогда восприняли как первый манифест его про-граммы, поскольку в ней впервые был выражен отказ от понима-ния революции как постепенного перехода через межклассовый опыт, а также дано четкое определение концепции «народа» как совокупности сельскохозяйственных и промышленных рабочих, мелких торговцев, интеллектуалов и специалистов, лишенных на-дежной перспективы работы, безработных. Оставшись неизменным до сих пор, это определение предоставляет, по словам Антонио Аннино, «основные данные, благодаря которым можно установить преемственность между восстанием против Батисты (Фульхенсио Батиста был кубинским диктатором), борьбой за национальное освобождение и социализмом». Это, конечно, не означает, что начиная с 1953 г. Кастро «намеревался осуществить социалисти-ческую революцию». Однако поскольку он последовательно до-бивался достижения цели борьбы, поставленной в 1953 г., то это «не могло не привести к углублению классового конфликта и не поставить руководящую группу перед лицом необратимого выбо-ра». «Прагматизм Кастро трансформировался, таким образом, в способность эффективно подчинить тактику стратегии». А стра-тегия состояла в том, чтобы развивать борьбу масс, которая зало-жит основы нового режима.

Амнистированный в 1955 г., Кастро укрылся в Мексике, где он основал Движение 26 июля. В Мексике он познакомился с Эрнесто (Че) Геварой, аргентинским врачом, пережившим гвате-мальский опыт и сразу ставшим его товарищем по борьбе. В но-ябре 1956 г. вместе с 82 товарищами Кастро попытался высадить-ся на Кубе. Результат был катастрофичным. Только дюжина тех,