Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1023

Америке. Такой разрыв следовало уменьшить для того, чтобы из-бежать больших опасностей, и принять для этого срочные меры с целью предотвращения коммунистического влияния. Впервые в данной связи упоминалось появление конкретной опасности.

Сигнал тревоги по этому поводу подавал также генерал Уол-тер Б. Смит, доверенный сотрудник Эйзенхауэра еще со времен войны: коммунистические элементы тайно и незаметно проникли в Гватемалу, где они оказывали решающее влияние на демокра-тическое правительство во главе с Хакобо Арбенсом. Этот тре-вожный диагноз возник из-за того, что Арбенс инициировал и реализовал политику аграрной реформы, направленной на то, чтобы вывести из-под контроля «Юнайтед фрут компани», аме-риканской транснациональной компании, земли, которые она использовала для производства бананов, с тем, чтобы распреде-лить их между мелкими гватемальскими собственниками. Сам по себе этот эпизод имел ограниченное значение, однако следует учитывать, что с тех пор случай с «Юнайтед фрут» рассматривал-ся как символ той роли, которую крупные транснациональные компании играли в эксплуатации слаборазвитых стран, извлекая прибыль в пользу крупных мировых финансовых кругов и игно-рируя реальные интересы отдельных стран.

Действительно, проблема обсуждалась в государственном де-партаменте, где склонялись к благожелательной оценке реформи-стской политики Арбенса, и считалось, что коммунистической опасностью размахивали как «красным флагом» многочисленные друзья «Юнайтед фрут» среди советников Эйзенхауэра (братья Даллес, Генри Кэбот Лодж и даже Анн Уитмен, личный секре-тарь президента). Эйзенхауэр, по версии его последнего биогра-фа, солидаризировался с противниками Арбенса отнюдь не для того, чтобы защитить интересы транснациональной компании, но потому, что он был убежден, что сам Арбенс был коммунистом или, по меньшей мере, находился под контролем коммунистов. Поэтому в конце 1953 - начале 1954 г. он дал указание амери-канским спецслужбам (ЦРУ) подготовить необходимые планы для свержения правительства Арбенса и замены его другим, более приемлемым для Соединенных Штатов. В строжайшей тайне был определен преемник. Им стал полковник гватемальской армии Карлос Кастильо Армас, которому была оказана необходимая по-мощь для подготовки мощных повстанческих сил.

В апреле 1954 г. план был готов. 15 мая шведское торговое судно доставило в Гватемалу груз с оружием и легкой артиллери-ей чехословацкого производства. Несколько дней спустя Даллес созвал пресс-конференцию для того, чтобы осудить нарушение

1024 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

«доктрины Монро». Нарушение действительно имело место и было преподнесено американцам на блюдечке с золотой каемоч-кой, дав им повод для вмешательства. На самом деле Арбенс доста-вал оружие не для собственной армии, на которую, как он знал, не мог положиться, а для создания народной милиции с тем, чтобы на нее можно было опереться именно в борьбе с армией.

План Соединенных Штатов вступил в действие. Большое ко-личество оружия было послано в страны, граничащие с Гватема-лой и управляемые фанатичными антикоммунистами; был отдан приказ о морской блокаде; было созвано совещание ОАГ, и ЦРУ отдало приказ о начале своих операций. В то время как Советы реагировали на ситуацию, готовясь послать помощь Арбенсу, а Вашингтон безуспешно просил у союзников предоставить ему право на проверку в нейтральных водах судов, направляющихся в Гватемалу, Кастильо Армас с горсткой людей 19 июня вторгся на гватемальскую территорию. В течение нескольких дней ситуация оставалась неопределенной, а затем американцы дали указание никарагуанскому диктатору Анастасио Сомосе бомбить столицу страны г. Гватемалу двумя самолетами. Напрасно Арбенс требо-вал вмешательства Совета Безопасности ООН, в котором США, хотя и находились в изоляции, имели право вето. Под воздей-ствием бомбардировок Арбенс капитулировал, и Кастильо Армас, теперь уже открыто поддержанный армией, вошел со своими людь-ми в столицу Гватемалы.

В конце июня кризис завершился так, как того хотели в Ва-шингтоне. При незначительном риске американцы добились впе-чатляющего результата. Трудно сказать, был ли он также убеди-тельным и полезным. Французы и англичане не скрывали своего отрицательного отношения, вызвав большое недовольство в Соеди-ненных Штатах, где в те же самые месяцы обсуждались британско-французские колониальные проблемы и ратификация договора о создании ЕОС. В общественном мнении свободного мира этот эпизод оставил горький осадок. Несмотря на оправдания, было понятно, что страх перед коммунистическим влиянием заставил Соединенные Штаты еще раз, как во времена Теодора Рузвельта, использовать «большую дубинку», суковатую палку, которая долж-на была служить в качестве предупреждения всем, кто будет вы-нашивать планы, аналогичные планам Арбенса. Роль «Юнайтед фрут компани», получившей назад конфискованные у нее земли, впоследствии была преувеличена пропагандой, однако связь меж-ду защитой интересов транснациональной компании и борьбой против коммунизма стала восприниматься как отрицательная коннотация той битвы, которую американцы вели за свободу