Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1019

и для осуществления посредничества, если таковое понадобится. Как и в случае с Атлантическим пактом, который для Пакта Рио послужил моделью, и даже с гораздо большей тщательностью Пакт Рио формулировал нормы, утверждавшие дипломатический контроль Соединенных Штатов над американским континентом. Он отражал специфику момента, когда полное исчезновение про­тивников и ослабление Британии привели к отсутствию антаго­нистов и позволили включить в пакт и Аргентину с ее особой по­зицией, ставшей теперь более взвешенной.

Несколько месяцев спустя, в марте 1948 г., на конференции в Боготе (девятой Панамериканской конференции) была создана Организация Американских Государств (ОАГ). Учредительный договор утверждал постоянную организацию, замышлявшуюся, однако, как вспомогательная по отношению к ООН. Высшим ор­ганом ОАГ стала Межамериканская конференция, которая долж­на была созываться, в соответствии с установленной нормой, каждые пять лет, а в исключительных случаях - по требованию не менее двух третей членов. Прежний Панамериканский союз был преобразован в своего рода Совет и Генеральный секретари­ат с местопребыванием в Вашингтоне. Совет, имевший функции консультативного органа, состоял из одного представителя от каждой страны-члена и осуществлял свои функции в случае аг­рессии. По требованию одного из государств-членов могло быть созвано консультативное совещание министров иностранных дел. Учредительный договор определял также формы вмешательства в различные сферы межамериканского сотрудничества и устанавли­вал цели, принципы, права и обязанности, которые должны были соблюдать государства-члены. Цели и принципы объединяло общее стремление облегчить процедуру мирного разрешения конфликтов, усилить межамериканскую солидарность и повысить уровень со­циальной, экономической и культурной жизни на континенте.

Создание ОАГ и оформление межамериканской системы стали наивысшей точкой усилий по организации совместной политики, в значительной мере характеризовавшейся полным преобладанием Соединенных Штатов. В те годы холодная война лишь изредка затрагивала Западное полушарие. Соперничество с европейскими государствами почти не имело значения, а сотрудничество в во­енные годы, казалось, укрепило солидарные связи, существовав­шие между странами, столь различающимися с этнической, эко­номической, социальной и политической точек зрения. Однако, после конструктивного этапа политики «доброго соседа» за этим внешним развитием сотрудничества начали образовываться трещи-

1020 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

ны новых и более глубоких разногласий. Война ускорила соци-альные и экономические перемены в Латинской Америке, и фи-нансовые обязательства Соединенных Штатов ставили теперь пе-ред руководством каждой страны проблемы разного, и зачастую противоположного, плана. Разрывы не замедлили проявиться. На отношениях между Соединенными Штатами, ставшими уже веду-щей державой системы внесоветского мира, и Латинской Амери-кой не могли не сказаться как смещение центра интересов самих Соединенных Штатов, так и растущее влияние американской сверхдержавы в мире. Это вновь и вновь выдвигало вопросы па-намериканской лояльности, тесно связанные с проблемами эко-номических и политических отношений.

Отношения с Аргентиной были связаны не с проблемой ком­мунизма, а с продолжением соперничества, существовавшего до и после Второй мировой войны. Процесс трансформации, который переживала Аргентина, касался системы сельскохозяйственного экспорта, который доминировал вплоть до двадцатых годов, ос-лабления зависимости от внешнего мира и развития автономной, но пока еще слабой индустриальной системы. Рост промышлен-ности и пролетариата вывел на сцену новые группы и новые по-требности, тогда как традиционным силам не удалось адекватно отреагировать на изменения. Существующие институты утратили свою легитимность, а государственная структура проявила всю свою слабость, создав самый настоящий политический вакуум. В этот контекст событий включились (как отмечает Анджело Тренто) «народные массы, в значительной мере открытые для по­литики и поиска экономической и социальной интеграции». Движения, уловившие эти ожидания, заполнили лакуны, остав­ленные партиями, связанными с более традиционными соци-альными силами (консерваторами или прогрессистами). Такой была в общем виде социально-экономическая почва, на которой после войны удалось выйти на авансцену Хуану Доминго Перону как харизматической фигуре, доминирующей в аргентинской по-литической жизни. 24 февраля 1946 г., преодолев сопротивление традиционных партий и соперничество своих коллег в мире воен-ных, Перон был избран президентом при активной поддержке части descamisados (пролетариев), одобрявших его «хустисиалист-скую» программу, с ее обещаниями социальной справедливости.

Перон управлял Аргентиной почти десять лет, большую часть из которых он находился в состоянии непримиримых противоречий с Соединенными Штатами: « Глубоко демагогичному и патерна-листскому популизму [Перона] были свойственны абстрактные