Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1017

Более сложной была проблема участия в подготовительной работе по созданию ООН, доверенной только представителям крупней-ших держав, что вызвало разногласия, связанные с требованием предоставить определенное количество мест в Совете Безопасно-сти странам Латинской Америки. Память о первостепенной роли, которую играла Лига наций, все еще оказывала свое влияние на подготовку послевоенного устройства.

Для преодоления этих разногласий и для обсуждения арген-тинского вопроса Вашингтонское правительство согласилось на то, чтобы собрать в феврале-марте 1945 г. в Чапультепекском замке (Мехико) панамериканскую конференцию. Проблемы, сто­явшие в центре дискуссии, касались роли Латинской Америки в новом мировом устройстве, будущей межамериканской системы и социально-экономических трудностей, связанных с переходом от войны к миру. Что касается первого вопроса, то Соединенные Штаты были ограничены соглашениями с Великобританией и Советским Союзом. Поэтому им пришлось ограничиться предло-жением, чтобы позиция латиноамериканских государств была свободно изложена на конференции в Сан-Франциско. Пере­стройка отношений между американскими государствами привела к более конкретным результатам. Латиноамериканские государ-ства стремились к созданию континентальной оборонительной системы, которая автоматически связала бы обязательствами Со-единенные Штаты, без голосования в Сенате. Результатом стал компромисс из трех пунктов, получивший название Чапультепек-ский акт (принят 8 марта 1945 г.), предусматривавший обязатель-ства по совместной обороне на весь (теперь уже короткий) пери-од войны; обязательство подписать договор, устанавливающий аналогичные гарантии на будущее; определение достигнутых до-говоренностей как «регионального соглашения, относящегося к вопросам мира и международной безопасности», которое должно применяться в Западном полушарии и должно соответствовать принципам создаваемой глобальной организации. В тот момент были заложены лишь основы политики, которую следовало, по мере возможности, сформировать. Что касается Аргентины, то было решено, что Чапультепекский акт будет открыт для присое-динения к нему, но только 21 апреля накануне начала работы конференции в Сан-Франциско правительство Буэнос-Айреса преодолело свои колебания. Соединенные Штаты затем с трудом добились того, чтобы оно участвовало в конференции: в рамках компромисса, позволившего Советам добиться отдельного пред-ставительства для Украины и Белоруссии.

1018 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

11.2.2. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПАКТ РИО

Статьи 51-54 Устава ООН предусматривали возможность под-писания региональных соглашений и возможность их вступления в силу в целях самообороны до того момента, пока Совет Безопас-ности не вмешается в конфликт и не примет меры, необходимые для поддержания мира и безопасности. Принцип самообороны, включенный в статью 51 Устава, составлял основное содержание Чапультепекского акта. Однако латиноамериканские страны по-лагали, что наличие общей нормы не исключает необходимости подписать договор о межамериканской безопасности, предусмот-ренный самим актом. Давление по этому вопросу на Соединен-ные Штаты продолжилось в преддверии конференции в Рио-де-Жанейро, запланированной на 20 октября 1945 г., в ходе которой должен был быть заключен официальный союз. Отказ Соединен-ных Штатов подписаться под гарантиями, распространявшимися также на Аргентину, обрек переговоры на неудачу. Вопрос был надолго отложен: конференция в Рио собралась только в августе 1947 г., а 2 сентября был подписан межамериканский договор о взаимоной обороне. Все статьи договора идеально соответствова-ли Уставу ООН, а сам договор увенчал усилия Соединенных Штатов, направленные на юридическое закрепление латиноаме-риканскими странами позиции, в соответствии с которой любая внешняя агрессия и любой внутренний мятеж могли представлять угрозу для безопасности всего континента и делать легитимным вмешательство (ст. 3 договора). Статья 6, впрочем, добавляла: «Если неприкосновенность и целостность территории, суверени-тет или политическая независимость какого-либо американского государства окажутся под угрозой в результате агрессии, пред-ставляющей собой вооруженное нападение, или же в результате конфликта за пределами континента, или вследствие какого-либо другого обстоятельства или ситуаций, способных угрожать миру в Америке, то Консультативный орган [то есть исполнительный орган межамериканской системы] соберется немедленно для того, чтобы определить меры, которые в случае агрессии должны быть предприняты для оказания помощи жертве агрессора или, в любом случае, те, что следует предпринять для совместной обороны и для поддержания мира и безопасности на континенте». Формулировка статьи была настолько гибкой, что оставляла широкое поле для интерпретаций того, что является агрессией, и, следовательно, тре-бует вмешательства, - это соответствовало намерениям Вашингтона постоянно иметь в распоряжении гибкий инструмент для сдержи-вания внутренних противоречий на Американском континенте