Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1013

только британцев, но также немцев и итальянцев, которые стре­мились к экономическому участию в Латинской Америке. Немцы действовали в том числе и методами интенсивной пропагандистс­кой политики нацистов, после проникновения на континент сразу же принявшей антиамериканскую направленность; итальянцы — при помощи фашистского прозелитизма, находившего в сплочен­ных рядах итальянской эмиграции в Аргентине и почти во всей Латинской Америке благодатную почву, хотя на первых порах и не всегда враждебную к Соединенным Штатам.

Опасности, связанные с этой ситуацией, и выгоды от полити­ки «доброго соседа» стали очевидными во время Второй мировой войны. Соединенные Штаты должны были сделать все возмож­ное для того, чтобы опереться на антифашистские элементы и, более того, противодействовать нацистскому проникновению. Пока Соединенные Штаты официально не вступили в войну, это было чрезвычайно трудно, поскольку не было законных основа­ний для антинемецкой деятельности, которую проводило Управ­ление по координации межамериканских отношений (Office of the Coordinator of Inter-American Affairs), возглавлявшееся Дэвидом Рокфеллером. Оно было создано в 1940 г. с целью способствовать экономическому и гуманитарному сотрудничеству в Западном полушарии, но, прежде всего, с целью «внести вклад в дело союз­ников».

После Перл Харбора ситуация прояснилась. Положение улуч­шилось благодаря атмосфере доброй воли, которую сумела создать администрация Рузвельта, - в особенности деятельности Сэмнера Уэллеса. Сразу же после Перл Харбора правительство Соединен­ных Штатов сочло своевременным сосредоточить свои усилия на Латинской Америке, используя сущность и практику панамери­канизма. С этой целью оно созвало консультативное совещание министров иностранных дел американских республик для обсуж­дения проблем сотрудничества в борьбе против сил «оси». Для вашингтонского правительства важно было создать сплоченный фронт стран, готовых вступить в войну, или, по меньшей мере, разорвать дипломатические отношения с противниками Соеди­ненных Штатов. Отклик на это предложение был огромным, од­нако Аргентина, поддержанная Чили, отказалась принять какое-либо конкретное предложение. Аргентину и Соединенные Штаты разделяли давние противоречия. Среди латиноамериканских стран Аргентина была вплоть до 1945 г. наиболее восприимчива к нацистской и фашистской пропаганде и в наименьшей степени склонна действовать по подсказке вашингтонского правительства. Таким образом, принятие единогласного решения не состоялось.

1014 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Однако через несколько дней латиноамериканские страны разор-вали дипломатические отношения со странами «оси» и с Японией. Исключение составили Чили (до января 1943 г.) и Аргентина (до 1944 г.), отложившие свое решение до завершающего этапа войны.

Эти два исключения были важны, однако они не уменьшали значения американского успеха. Противостояние, которое во вре-мя Первой мировой войны было столь сильным, в этом случае оказалось всего лишь маргинальным. Соединенные Штаты полу-чили помощь в виде проявления сплоченности и солидарности, а взамен применили к Латинской Америке закон о ленд-лизе. В осо-бенности это касалось Бразилии, которая участвовала в войне, используя свои войска (находившиеся в Италии), и Мексики, вовлеченной в воздушную войну на Тихом океане.

Аргентинская рана оставалась открытой вплоть до марта 1945 г., когда объявление войны стало необходимым условием для учас­тия в конференции в Сан-Франциско по вопросу о создании ООН. В основе конфликта лежала оппозиция США политическо-му режиму, а затем военной диктатуре, находившимся у власти в Буэнос-Айресе. Деятельность американцев значительно затрудня-лась тем откровенным покровительством, которое оказывала Ар­гентине Великобритания, обнаружившая в этой части Западного полушария незанятое пространство для своего экономического присутствия в Латинской Америке. Сначала генерал Эделемиро Фаррелл, а затем полковник Хуан Доминго Перон, избранный президентом только в 1946 г., но уже в то время являвшийся цен-тральной политической фигурой в Аргентине, создали в стране режим, получивший поддержку благодаря национализму, направ-ленному против Соединенных Штатов, а во внутренней политике -благодаря патерналистской политике, защищавшей интересы но-вого рабочего класса посредством очень развитой социальной по-литики. Последняя базировалась, однако, на проекте экономичес-кого развития, искажавшем естественные перспективы (в основе которых лежали богатое сельское хозяйство и животноводство). Режим ориентировался на неконкурентоспособную индустриали-зацию, защищенную протекционизмом, что вскоре привело Ар-гентину к экономической стагнации и чуть ли не к экономи-ческой отсталости.

В период войны панамериканский консенсус (исключение со-ставляла Аргентина) внес безоговорочный вклад в дело Соеди-ненных Штатов. Вашингтонское правительство, со своей сторо-ны, сделало все возможное, чтобы превратить исключительные обстоятельства, смягчавшие традиционное противостояние, в по­стоянную ситуацию. Все латиноамериканские страны, за исклю-