Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 971

шумного начала космической гонки, 1958 г. - второго Берлин-ского кризиса, в 1959-1960 гг. - первых попыткок прямого диа-лога русских и американцев, 1960 г. - решающего для процесса деколонизации, 1961 г. - года возведения Берлинской стены, 1962 г. - года Кубинского кризиса и вплоть 1963 г., когда завер-шилась непрерывная цепь ядерных испытаний в атмосфере. Весь этот промежуток времени, с только что обозначенными темами и многими другими, с ними связанными, может действительно рас-сматриваться как период, когда две сверхдержавы, осмысливая ситуации внутри соответствующих сфер влияния, фактически или путем специальных переговоров взяли на себя обязательства опре-делить правила сосуществования в биполярной системе, в которой господствовало соперничество, но которая стремилась освободить-ся от комплекса неизбежности ядерного уничтожения.

11.1.2. СОДЕРЖАНИЕ «СОСУЩЕСТВОВАНИЯ-СОПЕРНИЧЕСТВА»

При всем разнообразии исторически сложившихся ситуаций именно процесс деколонизации значительно изменил сущность международных отношений, в которых раньше доминировал би-полярный конфликт. Сверхдержавы и все другие субъекты между-народной системы должны были по-новому взглянуть на мировой порядок, число участников которого выросло более чем вдвое, а после 1960 г. - более чем втрое.

Сами по себе изменения, даже очень существенные, не имели бы такого влияния на международные отношения, если бы все (или почти все) страны, получившие в недавнем прошлом неза-висимость, не отличала одна общая черта - экономическая от-сталость. Перед ними встала одна общая задача - совместить не-зависимость с началом экономического роста. С освобождением народов от империалистического рабства новые политические силы, которые взяли на себя (или получили на свободных выбо-рах) управление той или иной страной, должны были показать, что они в состоянии, победив колониализм, положить конец по­литической зависимости и экономической эксплуатации, а также начать новую эпоху экономического роста и благосостояния.

Деколонизация, таким образом, изменила ситуацию во мно-гих отношениях. Мы не можем здесь рассматривать все аспекты изменений, однако они неизбежно проецировались на междуна-родную атмосферу. В самом деле, появление новой сферы между-народных отношений вынуждало сверхдержавы менять форму их конфликта и расширять его масштабы. Что касается формы, то

972 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

после стабилизации ситуации в Европе проблема представала уже в ином виде. Если аспекты, связанные с космическим и ядерным соперничеством, не касавшиеся недавно освободившихся стран, теперь отошли на задний план, то, напротив, стала актуальной тема так называемого «сосуществования-соперничества» — какая страна, используя помощь одной из сверхдержав, сможет эффек­тивнее решать проблемы собственного развития: та, что осваива­ла формы политико-экономической организации, характерные для рыночной экономики, либо, наоборот, та, что следовала эко­номическим методам «реального социализма».

Биполярный конфликт превращался в соперничество, когда ставился вопрос о необходимости выбора между моделями разви­тия, с совершенно явным намерением способствовать тому, что­бы выбор имел прямые последствия с точки зрения международ­ного влияния. Поэтому конфликт переместился из Европы, он проник в Средиземноморье, распространился на весь мир (вклю­чая Латинскую Америку), охватил все аспекты жизни народов. Одновременно отмечалась тенденция к росту взаимосвязей всех стран, недавно добившихся независимости, несмотря на тенден­цию к «неприсоединению», которая рассматривалась как альтер­натива зависимости, как надежда на свободное развитие.

Проблемы деколонизации не создавали для Соединенных Штатов особых трудностей. Они сами родились в результате пер­вой антиколониальной войны нового времени и всегда боролись с европейским империализмом. Принцип самоуправления был провозглашен Вильсоном как одно из кардинальных условий но­вой американской внешней политики и подтвержден Рузвельтом во время второй мировой войны. Как вспоминает Эйзенхауэр в своих мемуарах, Соединенные Штаты сражались в двух мировых войнах, не требуя для себя никаких территориальных прираще­ний. «Соединенные Штаты, - пишет он, - не вынашивая ника­ких планов захвата чужих земель и богатств, были традиционно последовательны в своей антиколониальной политике».

Эти принципы потускнели по мере установления финансово-экономического господства Соединенных Штатов в Латинской Америке и по мере упрочнения изменений глобалистской поли­тики Рузвельта во время второй мировой войны. «Большой план» Рузвельта часто интерпретировался как способ замены откровен­ного колониализма менее заметным, но более ощутимым влияни­ем. Кроме того, Соединенные Штаты подвергались упрекам за двойственность позиции, которую они проявили в борьбе за ко­лонии с участием их союзников - Великобритании и Франции. Выдержка из заявления Даллеса, сделанного на заседании Совета