Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

мере повлияла на принятие решений как западными правитель-ствами, так и правительством Москвы.

В Европе показательным стал казус Германии, а в Азии - казус Кореи, у границ которой происходили грандиозные преобразования в Китае. Именно вокруг этих двух важных проблем развернулись события мирового значения, которые в обстановке растущего на-пряжения заставили говорить о холодной войне и способствовали перерастанию гонки атомных вооружений в соревнование за та-кое ядерное превосходство, что конфликт все больше приобретал характер военного противостояния. Дальнейшее распространение советского влияния заставляло американцев задуматься, как пре-образовать атомное превосходство в инструмент достижения не-медленных результатов; т.е. необходимо было выяснить, можно ли использовать против Советов «атомную дипломатию», чтобы поставить их в затруднительное положение.

8.2.3. Мирные договоры с малыми державами «оси»

Первый ответ на поставленный вопрос был дан на сессии Со-вета министров иностранных дел, созванной в Лондоне 11 сентяб-ря 1945 г. для обсуждения мирного договора с Италией и малыми государствами-союзниками Германии, т.е. Венгрией, Румынией, Болгарией и Финляндией. Договор с Италией подлежал рассмот-рению первым, он затрагивал наиболее трудные политические вопросы и вызвал ожесточенную дискуссию. Это было связано с тем, что договор касался средней по масштабам страны, которая могла гордиться почти двухлетними союзническими отношения­ми с государствами антигитлеровской коалиции. К тому же она первая освободилась от фашизма и объявила войну Германии и Японии, введя в действие регулярную армию и силы Сопротивле-ния на территории Италии и Югославии. Короче говоря, дискус-сия о договоре с Италией могла бы вызвать ожесточенные споры. На более отдаленное время была запланирована дискуссия по другим мирным договорам. Поскольку они касались стран, находив-шихся в зоне военного преобладания Советов, то и обсуждались при этом не столько международные аспекты, сколько важные политические вопросы, так как в каждой из этих стран парал-лельно переговорам о мире формировались правительственные коалиции, которые, по мнению западных держав, находились под жестким советским контролем.

Именно в этой сфере западные представители, в частности Бирнс, развернули дипломатическое наступление. Для повестки

Глава 8. Единая политика реконструкцией или несколько политик? 623

дня сессии западные деятели подготовили список вопросов, в ко-тором первым пунктом предусматривалось обсуждение ситуации в Румынии. Речь шла не о мирном договоре, а об анализе поле-мики, возникшей в Союзнической контрольной комиссии, где Советы в соответствии с прецедентом, созданным англичанами и американцами в Италии в 1943 г., вели себя абсолютно независимо, не обращая внимания вначале на жалобы, а затем на все более энергичные протесты английского и американского представителей, и таким не очень джентльменским образом навязали советскую волю королю Михаю.

Предложение обсудить румынский вопрос вызвало очень жест-кую реакцию со стороны Молотова, который добился отмены этого пункта, угрожая в противном случае не участвовать в дис-куссии по проектам, подготовленным британцами в отношении Италии. Уже с первых шагов было ясно, что Бирнс и вообще американцы глубоко ошибались, надеясь найти в Советах более покладистых партнеров по жизненно важным для них вопросам в расчете не провоцировать резкую реакцию новой американской мощи.

Нельзя сказать, что эти первые шаги предвещали удачное на-чало Лондонской сессии. В течение ее работы Бирнс пытался смягчить позицию Молотова, но на все повторные просьбы Со-веты отвечали в соответствии с Ялтинской декларацией об осво-божденной Европе. Единственное, чего добился Бирнс, так это того, что они подняли цену за свое сотрудничество, потребовав учредить Союзническую контрольную комиссию также для Япо-нии, находившуюся тогда под единоличным управлением генерала Макартура.

В этой обстановке началась дискуссия по проекту, касавше-муся Италии. Великобритании было поручено подготовить про-ект договора с Италией, уже в начале сентября она ознакомила с выработанным текстом другие заинтересованные делегации. Про­блема заключалась в том, чтобы в нем нашло отражение обещан-ное американцами правительству Рима, т.е. «справедливый мир», который учитывал бы вклад Италии в борьбу с нацизмом. Ис­ключая технические решения большой, но временной значимости (относительно разоружения, демилитаризации определенных час­тей итальянской территории или репараций), некоторые вопросы стали проверкой для победителей, сумеют ли они найти компро-мисс для ситуаций, в которые сами они не были вовлечены.

В самом деле, в договор с Италией входили положения, не имевшие первостепенного значения, но вызвавшие острые спо-ры, по крайней мере, это относилось к колониям и к вопросу ус-

624