Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 955

бы военные операции невозможными без использования войск метрополии, то есть того типа вмешательства, с которым население Бельгии никогда бы не согласилось.

В самом деле, с первых дней 1959 г. стало очевидно, что никто в Брюсселе не намеревался допустить, чтобы Бельгия втянулась в повторение войны в Алжире, и что правительство для того, чтобы использовать войска в Конго, должно было преодолеть сопротив­ление мощной оппозиции, возглавляемой социалистами. Очевид-но, что протагонистами конголезской борьбы за освобождение были люди вроде Патриса Лумумбы, возможно, самого автори-тетного из «продвинутых», или Касавубу и других местных поли-тиков, которые своей деятельностью перечеркнули осторожные планы бельгийцев. Но верно и то, что администрация метрополии и ее небольшая руководящая группа должны были бы в большей мере считаться с влиянием внутренних факторов, а не междуна-родных. Что касается традиционных сил, которые доминировали в Конго или осуществляли над ним контроль, то есть местная ад­министрация, церковь и крупные горнодобывающие и торговые компании, то первая из них лишилась всякого влияния, а вторая пыталась избежать отождествления с колониальной политикой для того, чтобы не быть исключенной из игры после получения независимости, и поэтому ограничилась осторожными одобрения-ми в отношении освободительного движения. Крупные торговые, промышленные и финансовые компании, застигнутые врасплох событиями, также оставались пассивными в отношении действий бельгийского правительства в надежде, вероятно, что получение независимости не поставит под сомнение их позиции на террито-рии Конго. Поэтому они стремились заручиться расположением всех партий и, в особенности, после попытки отделения богатой минеральными ресурсами (ураном, медью, железом, углем, оловом, марганцем) провинции Катанга - лидера сепаратистов М. Чомбе.

Независимость была провозглашена 30 июня 1960 г. Теорети-чески Конго должен был управляться министерской командой под руководством Лумумбы, а Касавубу должен был стать прези-дентом республики. На деле через несколько дней страна оказа-лась в совершенно неуправляемом состоянии. Армия была раз­дроблена серией мятежей, которые ввергли Конго в хаос. 11 июля Чомбе, при поддержке мощной компании «Юньон миньер», про-возгласил отделение Катанги. То, чего до этого момента бельгий-цы старались по возможности избежать, а именно, превращения процесса деколонизации Конго в еще один глубокий международ-ный кризис, стало неизбежным. На основе обращения премьер-министра Лумумбы Совет Безопасности ООН 18 июля принял

956 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

решение быстро вмешаться в ситуацию, направив «чрезвычайные силы», состоявшие из войск нейтральных стран, предоставленных в распоряжение конголезского правительства для того, чтобы по­мочь ему сохранить порядок и защитить жизни людей. С этого момента Объединенные Нации, оказывая поддержку «законному» правительству Конго, оказались вовлеченными в кризис с не­предсказуемыми поворотами, постепенно втянувший их в один из самых серьезных процессов миротворчества (peacemaking) за историю ООН. Это имело особые последствия как для внутрен­ней ситуации в Конго, так и для жизни ООН.

Ситуация, с которой войска ООН столкнулись в Конго, была такова, что вынудила их, после серии непрерывных согласований изменить роль, которую Совет Безопасности отводил «чрезвычай­ным силам». В самом деле, перед Объединенными Нациями пред­стала картина хаоса — внезапные проявления регионального и племенного соперничества в огромной африканской стране. Пра­вительству Лумумбы, которому они должны были оказать по­мощь, пришлось столкнуться с медленными темпами вывода бельгийских войск (относительно медленными, учитывая ситуа­цию, однако понятна была и неотложность этой акции с учетом обстоятельств последних событий). Конголезскому правительству приходилось лавировать между сепаратистскими движениями и попытками международного вмешательства, направленного на подрыв его, впрочем, и без того весьма ограниченного авторите­та. Столкнулись две позиции: централистская, которую отстаивал сам Лумумба, и федералистская, поборником которой, помимо самых настоящих сепаратистов, вроде катанща Чомбе, являлся и президент республики Касавубу.

В этой ситуации ООН была вынуждена изменить свои подхо­ды. «Чрезвычайные силы» более не соответствовали масштабам кризиса, а задачи, поставленные перед генеральным секретарем шведом Дагом Хаммаршельдом, оказались слишком ограничен­ными. 22 июля Совет Безопасности высказался за уход бельгий­цев и одобрил быстрое вмешательство Генерального секретаря, призвав все заинтересованные стороны поддержать его действия. Деятельность «чрезвычайных сил» была заменена «Операциями ООН в Конго» (Operations des Nations Unies au Congo - ONUC), которые доверили нейтральным войскам, представлявшим в сво­ем большинстве африканские страны. Самой опасной представ­лялась попытка Катанги к отделению, которая в международном плане трактовалась как последняя попытка бельгийцев оказать сопротивление, защищая свои интересы в горнодобывающей сфе­ре, в чем их поддерживали западные державы. Советский Союз