Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 953

общественного мнения и содействовал уверенности в возмож-ность преобразования структуры международной экономики, но и сразу же привел к изменениям в международных отношениях.

Бельгийская колониальная политика явно не способствовала проявлению местных политических сил и носила в значительной степени патерналистский характер. Эта линия поведения начала меняться только в 1954 г., с приходом в министерство колоний Огюста Бюисре, который, хотя и был приверженцем осторожного подхода, забрал контроль над образованием у религиозных мис-сий и начал поощрять политическую деятельность африканцев. Два года спустя он опубликовал сначала в Голландии, а затем в Бельгии исследование, в котором высказывалось пожелание осво-бождения бельгийских колоний и намечались его этапы на тридцать лет. С другой стороны, именно в июле того же 1956 г. в Леопольд-виле (сегодня - Киншаса) появился первый националистический манифест, подготовленный двумя местными общественными деяте-лями при участии двух профессоров университета Лувена. С тех пор процесс деколонизации в Конго развивался чрезвычайно быстро по сравнению с другими африканскими владениями. Это было ускорение, превратившееся затем в стремительное падение, чре-ватое непредсказуемыми последствиями. В период, последовав­ший сразу же за этими первыми проявлениями национализма, несмотря на ситуацию растущего социального неблагополучия, в стране почти всегда сохранялась спокойная обстановка, за ис-ключением некоторых беспорядков в 1957 г.

Однако националистическое движение радикализировалось, перейдя от примирительной позиции в отношении колониальной власти, выраженной в манифесте 1956 г., к выдвижению в тече-ние двух лет более продвинутых требований, которые не оказали немедленного практического воздействия на политическую борь-бу. Исключение составили коммунальные выборы, проведенные с разрешения бельгийцев в трех основных городах. Эти перелом-ные годы характеризовались лихорадочной идеологической рабо-той, подпитываемой примером событий, проходивших в то время в остальной Африке и в колониальных владениях в целом. В ян-варе 1959 г. в Леопольдвиле вспыхнуло националистическое вос­стание, на которое бельгийцы ответили неадекватным образом как с точки зрения примененных репрессий, так и с точки зре-ния неожиданно последовавших словесных уступок. Было заяв-лявлено не только о желании проводить политику реформ, но даже о возможности независимости, еще не достаточно ясно сфор-мулированной.

954 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Колониальная администрация при недостаточной подготовке оказалась, таким образом, перед необходимостью противостоять одновременно национализму, ставшему внезапно настойчивым и агрессивным под руководством так называемых «продвинутых», то есть наиболее образованных слоев, и назревшему восстанию в деревнях, в особенности на юге, под руководством Ассоциации народов баконго (АБАКО), созданной в 1956 г. Жозефом Касавубу на племенной основе. Последовавшие переломные решения прини-мались узкой группой лиц в составе министра по делам колоний, политических деятелей и экспертов по колониальным проблемам, а также некоторых представителей колоний, действовавших от себя лично. Африканская администрация и даже некоторые отде-лы министерства по делам колоний в Брюсселе, а также, практи-чески, и бельгийский парламент были отстранены от процесса выработки ответов на требования националистов.

Основные намерения брюссельской группы первоначально состояли в том, чтобы с учетом ошибок других метрополий, жестко реагировавших на антиколониальные выступления, обеспечить мягкую передачу власти по согласованию с ведущими местными политическими деятелями в течение точно не определенного, но несомненно очень длительного периода. Восстание 1959 г. подорва-ло иллюзии относительно плавности переходного периода в Конго и вынудило нового министра по делам колоний Мориса ван Хе-мельрийка пообещать независимость, не указывая пока необходи-мых для ее достижения сроков. Его преемник, Огюст де Шрайвер уже в октябре 1959 г. представил более детальную программу, ко­торая предусматривала передачу власти в течение приблизительно четырех лет. Два месяца спустя в новой декларации он заявил о предоставлении независимости в следующем году. В начале 1960 г. бельгийско-конголезская конференция назначила дату на июнь того же года.

Эта поспешность может объясняться основным соображени-ем, которым руководствовалась брюссельская группа. Она исхо-дила из предпосылки, что независимость должна быть достигнута в полном согласии с руководством националистов, и что экстре-мистскими требованиями, выдвинутыми после 1959 г. партиями и движениями, готовыми отстаивать их в борьбе, нельзя пренеб­речь, даже если их реализация приведет к крайне нежелательным последствиям. В этой перспективе, используя выражения самого Шрайвера, оставалось только надеяться на «ставку», сделанную самими конголезцами. Репрессии привели бы к уничтожению аб-солютного преобладания АБАКО в районах, жизненно важных для осуществления внутренних коммуникаций в Конго, а это сделало