Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 951

и исходил из принципа единой и неделимой республики, был обусловлен также необходимостью уравнять различные террито­рии в соответствии с достигнутым уровнем институционального развития, а также для того, чтобы ответить на давление ООН в отношении территорий, переданных Франции в качестве подо­печных, например, Того. Такой прицип соответствовал француз­скому подходу, противоположному практике британской колони­альной администрации, концентрировавшейся преимущественно на специфике каждого отдельного случая.

Закон-рамку обвиняли в том, что он стимулировал преждевре­менный уход из колоний или в том, что он, по мнению крити­ков, представлял собой коварную попытку разделения Африки на маленькие государства, не способные достичь подлинной незави­симости. Возможно, Деффер не прислушался к тем, кто задумы­вал закон именно как средство усиления связей территорий с метрополией, но следует также отметить, что французская адми­нистрация, в отличие от британской в Нигерии или в Судане, не сделала ничего для сдерживания центробежных тенденций в раз­ных странах. Впрочем, сами африканцы не имели единого мне­ния относительно альтернативы между автономией в сложивших­ся колониальных границах и автономией в рамках французской региональной федерации. Для последующего развития событий определяющим было то, что Уфуэ, главный противник федера­лизма (решения, против которого не случайно выступали такие богатые страны, как Берег Слоновой Кости и Габон), после три­умфальной победы на выборах в собственной стране в 1956 г. стал наиболее авторитетным советником французской администра­ции по вопросам африканской политики, в особенности после возвращения к власти де Голля.

Учитывая, что сторонники федерации одновременно в целом поддерживали идеи панафриканизма, возможно, Париж стремил­ся предотвратить формирование блоков на континенте с тем, чтобы было легче его контролировать. Как бы то ни было, закон-рамка отставлял открытой возможность создания федерации и, решительно порывая с французской традицией, создал мощный стимул, прежде всего на территориях Западной Африки, для лихо­радочной политической деятельности, в отношении администра­тивных новаций, вводимых законом.

После возвращения к власти де Голля в 1958 г., Уфуэ, с одоб­рения председателя Совета министров Дебре, принял участие в подготовке глав новой конституции, относившихся к преобразо­ванию Французского союза в новое Сообщество (Communaute). Оно было задуманно генералом как наиболее соответствующее

952 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

средство для придания размаха и преемственности мировому ве-личию Франции, позволяющее избежать ошибок, совершенных в Индокитае и в Алжире. Новая конституция, которая трансфор-мировала различные территории в страны-члены самого Сообще-ства, была поставлена на референдум и принята всеми странами Французской Черной Африки, за исключением Гвинеи, которая таким образом стала в 1958 г. независимой под руководством прокоммунистического лидера Секу Туре (его лозунгом было: «Мы предпочитаем бедность в условиях свободы богатству в условиях рабства»).

Эксперимент с созданием Французского Сообщества был, од-нако, непродолжительным. Препятствиями к его успеху стали продолжение войны в Алжире, все более осложнявшее африканс­ким странам объединение с Францией; прецедент Гвинеи и сама готовность де Голля к обсуждению наиболее продвинутых решений; а также продвижение британской и бельгийской деколонизации. Как вспоминает Морис Вайс, де Голль, исходившей из приорите-та концепции национальной независимости, утверждал, однако: «В мире, таком, как он есть, маленьком, тесном и взаимосвязан-ном... реальной независимостью, полной независимостью в дей-ствительности не обладает никто».

В июне 1960 г. независимость получили Мадагаскар и Феде-рация Мали; два месяца спустя Сенегал отделился от Мали и подтвердил собственную независимость в качестве самостоятель-ного государства. За период с июля по ноябрь вся Французская Черная Африка провозгласила независимость и заключила согла-шения о более или менее тесном экономическом и военном со-трудничестве с метрополией. Еще в первые месяцы того же года состоялась формальная передача власти в Камеруне и в Того, яв-лявшихся подопечными территориями. В 1961 г. южная часть Ка-меруна, находившаяся под британской опекой, проголосовала за присоединение к новому государству, в то время как северная часть высказалась за вхождение в Федерацию Нигерии. Британ-ское Того еще в конце 1956 г. проголосовало за объединение с создававшейся Ганой. В 1975 г. получили независимость Комор-ские острова, а в 1977 г. - Джибути.

Случай Бельгийского Конго (затем Заира, а сегодня - Конго) являлся, без сомнения, частью процесса деколонизации, оказавше-го большое политико-юридическое влияние на международные отношения, ибо он в наибольшей степени способствовал форми-рованию нового ius gentium (международного права), в соответ-ствии с которым право на колонизацию объявлялось незакон-ным. Он также не только способствовал серьезному изменению