Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 949

отделения цветного населения и его подчинения белым. Случай Южно-Африканского Союза вписывается, тем не менее, в про­цесс деколонизации, поскольку после Первой мировой войны он получил в управление мандат категории «С» на бывшую германскую колонию в Юго-Западной Африке. В 1966 г. под воздействием призывов афро-азиатских стран ООН аннулировала мандат Южно-Африканской Республики на эту территорию, которой, впрочем, южноафриканцы всегда отказывали в переходе на режим опеки. Начиная с 1968 г. эта территория стала называться Намибией, а СВАПО (South West Africans People Organization - Народная орга­низация Юго-Западной Африки) стала рассматриваться в каче­стве единственного представителя ее населения. Как бы то ни было, страна оставалась под управлением Южно-Африканской Республики вплоть до 1990 г. После того, как дипломатия развя­зала многие узлы запутанной международной ситуации, была провозглашена независимость Намибии.

В сравнении с развитием событий в североафриканских колони­ях, в черной Африке политика Франции достигла больших успехов, поскольку ей удалось в период с окончания войны до 1956 г. при­глушить наиболее опасные требования, касавшиеся ликвидации колониального господства. Париж почти во всех случаях сумел найти доверенных партнеров для сохранения влияния метропо­лии в будущем. Если стратегия французского правительства в этой сфере была аналогична применявшейся в Индокитае или Алжире, то, напротив, совершенно иным был ответ местного на­ционализма, в целом менее организованного, более слабого и разделенного на группировки, более склонного к союзу с коло­ниальным центром для того, чтобы «удержаться в седле» в ходе долгожданной передачи властных полномочий. Различие между отдельными владениями было связано в большей степени с мест­ными переменными факторами (способностью правящей партии привлечь к себе массы и различные силы, способностью добиться доверия Парижа и, следовательно, масштабом помощи, которую просили у метрополии для удержания у власти), нежели с фран­цузскими инициативами.

Сенегал обладал политической традицией, глубже связанной, благодаря Ламину Гэю и Леопольду Седару Сенгору, с социалиста­ми метрополии. За этим исключением создание местных партий­ных организаций стимулировалось главным образом трансформа­циями, вызванными Второй мировой войной сначала в Западной Африке, а только затем - в Экваториальной Африке. Наиболее солидная организация, предназначенная сначала для противостоя­ния политике французских социалистов в Африке, была создана на территории Берег Слоновой Кости Феликсом Уфуэ-Буаньи.

950 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Устав Французского союза, определенный вторым вариантом конституции Франции в 1946 г. в менее либеральных положени­ях, чем в предыдущем варианте, вызвал ответную негативную ре­акцию в стране, что привело к созыву конференции в Бамако, куда собрались сотни делегатов из всех стран Французской Афри­ки. В отсутствие Сенгора и сенегальцев, которые по указанию Парижа и из чувства солидарности в отношении социалистов метрополии решили бойкотировать встречу, Уфуэ-Буаньи и его сторонники проявили себя как наиболее значительная сила аф­риканского национализма во французских владениях и создали на межтерриториальной основе новую группу, названную Афри­канское демократическое объединение (Rassemblement Democratique Africain), которая временно вступила в союз с Французской ком­партией. После беспорядков, происшедших в 1949 г. на террито­рии Берега Слоновой Кости, Уфуэ безоговорочно избрал умерен­ный путь, сблизившись с социалистами и сделав ставку на союз с метрополией с целью укрепления своей власти и стимулирования экономического развития страны. Сенгор, напротив, после кон­гресса в Бамако отошел от социалистов и вошел в новую группу «Независимых заморских территорий» (Independents dOutremer), которая в 1953 г. предложила создать Африканскую федератив­ную республику в рамках Французского союза. Против проекта выступил Уфуэ, опиравшийся на поддержку метрополии на сей раз не против внутренних противников, а против потенциального преобладания сенегальцев в проектируемом союзе и возможного экономического ущерба для Берега Слоновой Кости.

В июне 1956 г. правительство социалиста Ги Молле, стремясь к развивитию отношений с африканскими колониями, добилось принятия закона-рамки (loi-cadre), ставшего необходимым, в том числе, и в результате изменений, вызванных в конституционном устройстве Французского союза развитием событий в Северной Африке. Закон вводил всеобщее избирательное право и единые избирательные округа для всех выборов на территориях колоний. Каждая территориальная ассамблея получала расширение своих полномочий, становившихся определяющими, и состоявших в возможности выбирать Совет министров, ответственный, в пер­вую очередь, перед самой ассамблеей. Связь с Францией опреде­лялась тем обстоятельством, что председатель Совета министров всегда являлся французским губернатором, и только вице-предсе­датель был африканцем. Это был решительный, но еще не окон­чательный шаг в направлении «африканизации» полномочий правительства и автономии отдельных территорий. Закон, про­шедший благодаря министру-социалисту Гастону Дефферу, хотя