Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 929

но пошел навстречу требованиям автономии, парижское прави-тельство ввело в Алжире новый статут, создававший представи-тельную ассамблею, половина которой избиралась европейскими колонистами (около 1 млн человек), а другая половина - местным населением (8 млн). Ассамблея была, однако, наделена ограни-ченными полномочиями и, более того, ее деятельность изначально блокировалась необходимостью принимать решения большин­ством в две трети голосов.

Такое решение вызывало недовольство европейских колонис-тов, усмотревших в этой норме своего рода право вето, предос-тавляемое алжирцам, и подогревало настроения националистов, усмотревших вызов в вопиющей несоразмерности представитель-ства двух сообществ, существовавших на данной территории. Ас-самблея не обрела своей собственной роли; националисты полу-чили стимул к уходу во внепарламентскую оппозицию; начали появляться экстремистски настроенные группы. Организация, воз-главляемая Мухаммедом Бен Беллой, которая начала подготовку вооруженных групп в Тунисе и создание сети поддержки в Алжи-ре, была распущена французами, однако, возродилась в 1954 г., создав Фронт национального освобождения (ФНО), поднявший 1 ноября 1954 г. всеобщее восстание.

С этого момента начался самый тяжелый и опасный для фран-цузской колониальной политики в Африке этап (между тем, еще не утихла полемика вокруг поражения, понесенного во Вьетнаме). Это был вызов, в котором все внутренние противоречия, присущие метрополии (между консерваторами и крайними колониалистами, неоколониалистскими модернизаторами и антиколониалистски-ми реформистами), переплелись с институциональным кризисом. Последний был вызван очевидной неспособностью французской политической системы решить слишком большое количество про-блем, в те годы обрушившихся на страну, выявив ограниченность ее международного влияния, бесплодность тех, кто не хотел заме-чать этой ограниченности, драматическое расхождение между об­ширностью фронтов (политических и военных), на которых нуж-но было действовать, и неспособностью проявить политическую волю для того, чтобы противостоять противникам. Франция, та-ким образом, переживала кризис, который вновь, как и в 1940 г., ставил под сомнение почти все аспекты ее внутренней жизни и ее присутствия в мире. Таковы были причины, сделавшие войну в Алжире еще более болезненной, чем только что закончившийся конфликт в Индокитае.

В ответ на восстание Париж прибег к объявлению чрезвычай-ного положения, аресту ведущих арабских политиков, массовым

930 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

репрессиям, осуществлявшимся военным контингентом, числен-ность которого достигла в 1957 г. полумиллиона человек. Метропо-лия безуспешно пыталась в 1956 г. навязать алжирцам посредством плана Молле-Лакоста (оба - социалисты, первый - председа-тель Совета министров, второй - генерал-губернатор Алжира) реформистское решение, и на сей раз обходившее вопрос о неза-висимости. Непримиримая позиция Франции способствовала за-воеванию политических позиций Фронтом национального осво­бождения. В результате он предстал единственной организацией, способной адекватным образом вести борьбу за независимость.

Франция стремилась избежать интернационализации конфлик-та в международном плане. Соединенные Штаты продолжали поддерживать союзника, хотя Франция должна была вывести вой-ска из Европы для их посылки в Северную Африку. Однако Фран-ция вынуждена была защищаться от натиска коммунистического и афро-азиатского блока, который имел в ООН в 1955 г. гораздо более сильные позиции, чем в прошлом. Наибольшим источни-ком обеспокоенности для метрополии стала, как бы то ни было, взаимосвязь между алжирским конфликтом и отношениями Франции с Тунисом и Марокко. Эта проблема предстала наиболее наглядно в случае с похищением и арестом Бен Беллы, происшед-шим в октябре 1956 г., несколько часов спустя после того, как он был принят султаном Бен Юсефом, или же в феврале 1958 г., когда французская авиация совершила налет на тунисскую деревню Сакиет Сиди-Юсеф, убив несколько десятков человек, поскольку в этом районе Туниса находилась база алжирских повстанцев.

Стратегии городской войны, которой придерживался Фронт, с 1957 г. привела к уничтожению ряда его вождей и боевых кадров организации в Алжире. В то же время Франции в 1957-1960 гг. удалось удерживать партизанскую войну под контролем с помощью изучения и использования тактики, применявшейся во Вьетнаме и тактики Великобритании в Малайе, а также организовав серию наступлений, завершившихся почти полным подавлением боеспо-собности повстанцев. Однако контроль за ходом войны ускользнул от политического руководства как в Париже, так и в Алжире, что привело к созданию атмосферы растущего недоверия между мет-рополией и колонистами, атмосферы, увеличивавшей свободу ма-невра для армии, а это способствовало появлению политических заговоров, и, прежде всего, подталкивало политическую систему Четвертой республики к неминуемому кризису. Алжирские коло-нисты уже давно дистанцировались от правительства, размышляя о создании своей самостоятельной армии. С ними блокировались также представители голлистской правой. Такие, пользовавшиеся