Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 925

с Израилем. Насер был среди тех, кто по личному опыту знал о бедственной ситуации в египетских вооруженных силах и намере-вался осуществить их радикальное переустройство. Это нашло от-ражение во внешней политике, которая несла в себе мощный подрывной заряд, направленный против сохранившегося британ-ского присутствия. Кроме того, пример непримиримого национа-лизма, представляемого Насером, был заразителен для движений за независимость в Северной Африке и, в частности, для борьбы против французского присутствия.

Почва для этого оказалась как никогда благодатная. На заклю-чительном этапе войны генерал де Голль пытался рассмотреть в целом проблемы Французской империи, созвав в начале 1944 г. в Браззавиле конференцию представителей всех французских коло-ниальных администраций (с особым упором на страны черной Африки). Конференция подтвердила центральную роль империи в проекте де Голля и, в то же самое время, отметила недостаточ-ное умение Франции пользоваться методом сохранения и, если это возможно, укрепления своего контроля путем уступок в неко-торых формальных, а не существенных его аспектах. Реформист-ские директивы, разработанные в Браззавиле на будущее, имели важное значение, поскольку они предусматривали отмену прину-дительного труда, создание территориальных ассамблей для объе-динения в своего рода французскую федерацию, соблюдение принципа представительства народов империи в будущем учреди-тельном собрании метрополии. Однако отсутствовало стремление или способность понять суть проблемы, учитывая что категоричес-ки отвергалась всякая возможность эволюции к самоуправлению колониями. Вместе с тем, было принято решение о проведении активного курса на осуществление инвестиций и стимулирование социально-экономического развития контролируемых террито­рий, который должен был регулировать проявления недовольства наиболее развитых слоев населения в соответствии с концепцией французской колониальной политики, характерной для периода с конца войны до 1956 г.

Создание Французского союза в соответствии с новой кон­ституцией Четвертой французской республики, подтверждавшей «неразрывное единство французского мира» и уточнявшей в ст. 60, что Союз состоит из территории метрополии, в которую вклю-чался Алжир, из заморских территорий, присоединившихся тер­риторий и государств (в последнюю категорию были включены Марокко и Тунис), являлось показателем желания французского Учредительного собрания восстановить в новых, модернизирован-ных юридических рамках (лишенных, однако, гибкости) контроль

926 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

метрополии. Присоединение к Французскому союзу превраща-лось, благодаря конституции, в постоянную связь, бросавшую вызов сепаратистским тенденциям, попыткой их рационализации в рамках разных типов отношений и форм представительства.

В результате проверки временем Союз, однако, потерпел пол-ную неудачу в том, что касалось Северной Африки и Индокитая, но, в особенности, Марокко, Алжира и Туниса. В Алжире самый влиятельный и умеренный националистический лидер Ферхат Аббас с 1943 г. выступал с осуждением колониализма и за его от-мену, говоря о необходимости самоуправления, основанного на участии народа. В 1944 г. «Истикляль», марокканское движение в поддержку независимости, потребовало отмены режима протекто-рата в знак признания метрополией помощи, оказанной Марокко в возвращении Франции ее позиций. В 1945 г. французская адми-нистрация жестко подавила восстание, что привело к кровопроли-тию, тысячам жертв, аресту Аббаса и роспуску его партии. Возро-дившееся стремление французов к исполнению своей культурной и цивилизаторской «миссии», подразумевавшее концепцию асси-миляции, исключало всякое разделение верховной власти внутри федерации, что на деле лишь подтверждало главенствующую роль господства метрополии. Вместо того, чтобы прагматическим обра-зом адаптироваться к ситуации, по примеру британцев, французы остались верны своей политике, позволяя проводить реформы только там, где это было неизбежно, и только там, где изменения не могли поставить под сомнение основы формального контроля со стороны метрополии. Такой была позиция де Голля в 1945 г. и такой осталась политика его последователей.

Ответ североафриканских колоний Франции на эту политику был категоричным. В 1947 г. Бургиба заявил из своего изгнания в Египте (куда он скрылся в 1945 г.), что необходимо отменить режим протектората и отвергнуть новые институциональные формулы. «Суверенитет, - писал он, - это не только проблема достоин-ства, а жизни и смерти для тунисского народа, душе которого уг-рожает политика, откровенно направленная на его офранцужива-ние, на его уничтожение путем насильственной интеграции во Французский союз». Такой же была и позиция Марокко. В апреле 1947 г. султан Мухаммед Бен Юсеф заявил, что Марокко - «араб-ская страна, тесно связанная с арабским Востоком», где доминиро-вал Египет. Это было прямо противоположное тому, чего хотела Франция.

Не исключено, что эта категоричная позиция была связана с юридически ошибочным истолкованием смысла Французского союза. В действительности, подписание договоров об объединении,