Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 881

Как феномен международных отношений современный импе­риализм, если и представлял собой угнетение и политику силы, был также и, вероятно, прежде всего, сложной системой переме­щений финансовых и политических капиталов, в которую были вовлечены в различных аспектах колонизованные регионы. Речь шла, в первую очередь, о перемещении политической власти и моделей ее организации, которые надстраивались над автохтон­ными или заменяли их, власти, которая требовала сотрудничества и соучастия сил местного общества, но и вызывала реакцию со стороны всех тех, кто был ущемлен с точки зрения существовав­ших ранее властных полномочий, какими бы они ни были - по­литическими, экономическими или духовными. Речь шла также о колоссальном по своим масштабам перемещении товаров: сырья для крупной промышленности отдельных метрополий и готовой продукции на колониальные рынки — в условиях проведения протекционистской политики или в режиме свободной конкурен­ции, но всегда с радикальной трансформацией экономической жизни различных колонизованных территорий.

Производство сырья означало также перемещение капиталов -капиталов, необходимых для прибыльных инвестиций в новые территории. Однако результатом таких перемещений стало пре­вращение колониальных обществ в общества, зависимые в эконо­мическом отношении от нового производственного уклада, нахо­дящегося под защитой центральной политической власти. Эти изменения нарушали существовавшие ранее формы социального равновесия. Пролетаризация, урбанизация, культурная ассимиля­ция создавали новые типы социального равновесия, связанные с характером изменений.

Часто перемещение касалось также культуры и технологии. Согласно Даниэлю Р. Хедрику, постоянные инвестиции, которые в потенции могли сделать колониальные территории богатыми, напротив, были подчинены потребностям, связанным с интереса­ми империализма. С этим можно в принципе согласиться, одна­ко, не следует упускать из виду и того, что именно в этих сферах процесс изменений имел менее негативный характер, поскольку он привел к долговременным результатам в виде предприятий, технологических знаний или распространения культуры. Все это было бы функциональным по отношению к колониальной систе­ме, если бы она в принципе смогла выжить.

Итак, империалистическая система хищническим образом зах­ватила территории с различным уровнем культуры, богатства, ци­вилизации, политической организации. Она вызвала насильствен­ные социальные и политические изменения, подчинила этносы

882 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

и способы производства логике рыночной экономики. Она вклю-чила Африку, которая до 1870 г. была лишь слегка затронута евро-пейским влиянием, Океанию и обширные территории Восточной Азии (а также старые британские владения в Индии и голландские в Индонезийском архипелаге) в процесс развития капиталисти-ческой системы, со всеми противоречиями, которые были для нее характерны в то время. Она превратила территории, ставшие ко-лониями, в предмет обмена и споров между европейскими держа-вами. Мир, существовавший в условиях изоляции, стремительно интегрировался в совершенно иной мир, где доминировало импе-риалистическое соперничество. Результат этих перемещений про-явился двояким образом (ни один из которых не открывал для имперских систем перспективу длительного существования) -в виде восстания автохтонных сил против тех, кто лишил их тра-диционных власти и влияния, или же в виде восприятия критики существующей системы, распространившейся в то время в Евро­пе. Консервативный антиколониализм и революционный антико­лониализм объединились и сошлись в том, что открыли старые национальные ценности или же стали разрабатывать новые. Доста-точно было контролю со стороны Европы оказаться в кризисе, чтобы эти мотивации начали проявляться весьма заметно.

10.2.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОЛОНИАЛЬНЫХ ИМПЕРИЙ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Накануне Первой мировой войны Британская империя вклю­чала, с разными формами зависимости от Лондона, Ирландию и переселенческие колонии, которые с 1907 г. стали называться до-минионами, - Канаду (получившую статус доминиона в 1867 г.), Австралию, Новую Зеландию и Южно-Африканский Союз. В Азии она включала Южную Аравию (в настоящее время входящую в Йемен), эмираты и султанаты, имеющие выход к Персидскому заливу и Оманскому заливу, Индию (частью которой были также территории, сегодня поделенные между Пакистаном и Бангла-деш, - Бутан и Сикким), Цейлон (сегодня Шри Ланка), Маль-дивы, Бирму, Малайю и Северное Борнео; в Африке - террито­рии, на которых сегодня расположены Гамбия, Сьерра-Леоне, Гана, Нигерия, Египет, Судан (находившейся в кондоминиуме с Египтом), Кения, Уганда, Занзибар (сегодня - часть Танзании), Сейшельские острова, остров Маврикий, Замбия, Зимбабве, Бот-свана, Свазиленд, Лесото и часть Сомали, прилегающая к порту Бербера. В Америке империя включала современный Белиз, неко-торые архипелаги в Карибском море и часть Гвианы. Ряд стратеги-