Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 877

были предприняты под предлогом, что только вмешательство воо-руженных сил ООН могло бы создать условия для прекращения ими военных действий. Давление на них стремительно возрастало. Маршал Булганин, бывший тогда премьер-министром Советского Союза, стал даже угрожать военным вмешательством (угроза мало-вероятная, но имевшая большой политический резонанс), вплоть до применения атомного оружия, что английские секретные служ-бы не считали совершенно невозможным.

Круг замкнулся, и 6 ноября правительства Лондона и Парижа были вынуждены подчиниться резолюции о прекращении огня. За принятием резолюции последовали долгие переговоры с тем, чтобы добиться ее осуществления и участия сил ООН. Они полно-стью взяли под свой контроль Синай, что способствовало выводу израильских войск с полуострова, разместили свои базы в Шарм-эль-Шейхе (что было позитивным результатом для Израиля, кото-рый смог вновь открыть для судоходства порт Эйлат в заливе Ака-ба) и в секторе Газа. Выполнение резолюций ООН осуществлялось достаточно медленно и завершилось полным поражением для Ве-ликобритании и Франции, которые к 22 декабря 1956 г. должны были вывести свои войска с египетской территории. Для Израиля резолюции ООН были позитивными, поскольку его присутствие в двух стратегически важных для его безопасности и торговли секторах территории сменилось вводом сил Организации Объеди-ненных Наций, размещение которых было завершено в начале марта 1957 г.

Военный кризис, краткий, но интенсивный, был серьезным ударом для французов, питавших надежды удержать под своим контролем положение в Северной Африке. После этих событий для правительства Парижа стало труднее добиться одобрения своей политики в Алжире. Восполнить этот урон удалось только с воз-вращением де Голля к власти. Англичане, напротив, сумели не по-терять более того, что они уже потеряли. Отношения с Соединен-ными Штатами оставались напряженными в течение нескольких месяцев, но как только Антони Идеи вынужден был по состоянию здоровья уйти в отставку (январь 1957 г.), его сменил Гарольд Макмиллан, который, хотя и был одним из тех, кто решительно выступал за военную акцию против Египта, стал активным сто-ронником нормализации положения. Теперь Великобритания, конечно, должна была уступить Соединенным Штатам преобладаю-щие позиции в Восточном Средиземноморье, но это не привело к полной утрате влияния, сравнимой с той, которую испытали французы.

878 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

10.1.6. «Доктрина Эйзенхауэра» для Ближнего Востока

Начался период интенсивных дипломатических переговоров как между западными союзниками по НАТО, так и между Соеди­ненными Штатами и их партнерами на Ближнем Востоке. Вскоре стало ясно, что даже прямое столкновение Египта с Францией и Великобританией не заставило правительство Вашингтона предпри­нять какие-либо инициативы, противоречащие интересам Соеди­ненных Штатов и их политической линии на Ближнем и Среднем Востоке. В самые тяжелые дни кризиса и в последующее время Даллес и Эйзенхауэр, а также все их сторонники дали понять и словом и делом, что они намерены добиваться двух целей: воспре­пятствовать тому, чтобы англо-французская акция воспринима­лась бы как концепция действий всего Запада в отношении араб­ских стран, и выработать такую средиземноморскую политику, которая помогла бы наиболее эффективно преодолеть кризис и помешать тому, чтобы Советский Союз извлек из него наибольшую выгоду и одержал бы победу на этом новом фронте холодной войны. Даллес никогда не прерывал контактов с египтянами, ни­когда не выражал открыто враждебного отношения к решениям Насера о национализации. Напротив, госсекретарь США старался проводить политику посредничества между интересами Англии и Франции, с одной стороны, и Египта, с другой; он стремился так­же подчеркнуть четкое различие между позициями Соединенных Штатов и двух государств-агрессоров.

Когда была преодолена наиболее острая фаза конфликта, в январе 1957 г. американский президент представил конгрессу «доктрину Эйзенхауэра», т.е. основные направления американской политики на Ближнем Востоке, заверив, что доктрина основывает­ся на продолжении оказания экономической и военной помощи тем странам этого региона, которым грозит агрессия и которые обратятся с просьбой о помощи. Соединенные Штаты обязыва­лись решительно «защищать суверенитет и территориальную це­лостность свободных государств на Ближнем Востоке», поддер­живать их стремление оказать сопротивление коммунистической агрессии. «Доктрина Эйзенхауэра», как позже уточнял Даллес, была нацелена на то, чтобы помешать распространению советско­го влияния под видом экстремистского арабского национализма. Стремление отмежеваться от прежних колониальных традиций сохранилось, но теперь оно сопровождалось разъяснением, что политика сдерживания (но не отбрасывания) включает весь ближ­невосточный регион, понимаемый в широком смысле. «Доктрина