Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизащш 867

влияние на политическую жизнь в СССР и привел к важным изме-нениям во внешней политике страны. Хрущев использовал съезд для возрождения реформистской политики и сокрушительной критики сталинизма. То, что в 1956 г. было изложено в секрет-ном докладе, на этот раз было сказано открыто. Процесс дестали-низации стал официальным, тело Сталина было вынесено из мавзолея на Красной площади в Москве, а Сталинграду, городу понесшему огромные жертвы во время Второй мировой войны, было присвоено новое имя - Волгоград. Политика репрессий, проводимая Сталиным, подверглась осуждению, были даже пере-смотрены дела, связанные с проведением «больших чисток» в тридцатые годы, и реабилитировано значительное число их жертв.

Попытка открыть широкий политический диалог в обществе выразилась в том, что литературные журналы, стремившиеся про-водить самостоятельную линию, в частности, «Новый мир», по­лучили возможность публиковать произведения авторов, не во всем согласных с официальными установками, например, Бориса Пастернака. Осенью 1962 г. эта либеральная тенденция нашла подтверждение в публикации повести «Один день Ивана Денисо-вича», написанного малоизвестным тогда автором Александром Солженицыным. Это было описание жизни, полной страданий, в сибирском концентрационном лагере. С тех пор имя и работы Солженицына стали олицетворением стремлений к свободе, и бо-лее того, открытием мироощущения старой России. Но эта поли-тика открыто противоречила директивам Жданова в области куль-туры и прорывала цензурные сети, отсеивавшие все неугодное режиму. Она прорывала, но не разорвала их, потому что боль-шинство советского руководства видело скрытую опасность в но-вых явлениях советской жизни, развитию которых в весьма огра-ниченных сферах, способствовал Хрущев. В те годы в Москву приезжала учиться молодежь из разных стран мира, в особенности из новых независимых государств, поэтому некоторая степень свободы была необходима, хотя и сопровождалась постоянным изучением догм марксизма-ленинизма.

В то время как идеологические расхождения с Китаем стали необратимы, в СССР обострилось сопротивление приверженцев старых догматических взглядов, которые с 1962 г. ждали благопри-ятной ситуации, чтобы избавиться от сильного и энергичного, но зачастую непредсказуемого лидера. В результате реформистских поползновений Хрущева в систему, основанную на жестком пла-нировании, были внесены независимые переменные факторы, ко-торые, став чрезмерными, вызывали раздражение у большей части партийного руководства. В этом заключались причины, которые

868 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

на фоне кажущегося провала во время кубинского кризиса в ок-тябре 1962 г. привели к тому, что в Политбюро (тогда Президиу-ме ЦК КПСС) Хрущев оказался в меньшинстве. В октябре 1964 г. он был отстранен от власти и отправлен на пенсию: он был свободен, не подвергался преследованиям, но оказался в полной изоляции.

10.1.5. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И СУЭЦКИЙ КРИЗИС 1956 г.

Внутренняя трансформация и эволюция отношений между двумя европейскими (насколько можно использовать это прилага-тельное также к Советскому Союзу) блоками отражали, впрочем, изменения в обязательствах сверхдержав перед самой Европой. В 50-е годы на смену напряженности холодной войны постепен-но пришли идеи нейтрализации и демилитаризации Центральной Европы, как, например, план, представленный в октябре 1957 г. польским министром иностранных дел Адамом Рапацким и не-однократно возобновлявшийся впоследствии представителями дипломатии советского блока. Речь шла о предложениях, мало-привлекательных в обстановке обид и недовольства, оставшейся в наследство от кризиса 1956 г. Но сам факт, что они выдвигались и пробивали себе дорогу с тем, чтобы стать со временем основой нового европейского устройства, созданного немецкой восточной политикой и Хельсинкскими соглашениями 1975 г., свидетель-ствовал о том, что континентальная Европа не являлась больше центром биполярной конфронтации. Все более очевидным стано-вился, однако, один аспект — смещение зон проявления разно­гласий к периметру атлантической или «американской» системы в целом: в Тихоокеанский регион, на побережье Китая, во внут-риполитическую жизнь таких крупных стран, как Индия, а также Индонезия; на Ближний Восток; в Средиземноморье, где усугуб­лялись противоречия между традиционными колониальными мет-рополиями и странами, недавно ставшими независимыми или же борющимися за завоевание независимости. Более того, именно Средиземноморье стало регионом, в котором смещение театров конфликтов приобрело наибольшую зримость, ясно показав связь, существовавшую между этой тенденцией и процессом деколони-зации.

До 1955 г. американские и британские усилия по созданию системы сдерживания потенциальных советских инициатив не сталкивались с препятствиями, за исключением тех, что были связаны с кризисом французской империи (требования независи-