Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизащш 861

для подавления опасной ереси, становившейся все более угрожаю­щей. В то время как они стремились сгладить разногласия, из Китая стали приходить сообщения о растущем недовольстве Мао Цзедуна политикой десталинизации. Мао избрал Тито в качестве мишени для своих полемических выступлений: Тито был олицетво­рением хрущевской концепции, от которой Мао дистанцировался, но пока не критиковал ее открыто, так же как Хрущев сосредото­чил свою критику на албанцах и Энвере Ходже, чтобы явно не полемизировать с Мао. Споры между коммунистическими руково­дителями нашли наиболее яркое отражение в позиции болгарской партии, четко и однозначно заявившей: «Отношение к Советско­му Союзу и советской компартии является критерием и пробным камнем пролетарского интернационализма». При этом в качестве врагов были объединены и ревизионисты, и потенциальные рас­кольники (китайцы).

В июне 1957 г. конфликт, с неотвратимостью раскалывавший также и высшее руководство КПСС, достиг критического момента. Хрущеву, оказавшемуся в ходе дискуссии с Молотовым, Маленко­вым и Кагановичем в меньшинстве в Президиуме ЦК КПСС, удалось перенести конфликт в Центральный Комитет партии, где решающей оказалась поддержка, оказанная ему военными. Тема дискуссии в очередной раз касалась пределов десталинизации. Хрущев подтвердил свою политическую линию и представил ее в качестве наиболее эффективной с точки зрения роста престижа Советского Союза в мире. Троих его противников обвиняли в том, что они препятствовали внутренним реформам и международной разрядке. Молотов оказался в этой ситуации «козлом отпущения» из-за своего враждебного отношения к примирению с Югослави­ей, его оппозиции в отношении заключения Государственного договора с Австрией и из-за его отказа признать «возможность предотвращения войн в современную эпоху» и «возможность раз­ных форм перехода к социализму в различных странах». Молото-ва, Маленкова и Кагановича, обвиненных в том, что они нахо­дятся «в плену старых представлений и методов», заклеймили как «сектантов» и «догматиков». Хрущев, таким образом, освобождал­ся от части внутренней оппозиции и приобретал значительную свободу маневра.

Новым в этой дискуссии был метод, который использовал Хрущев для сосредоточения власти в своих руках. Основываясь в большей степени на консенсусе коллегиального олигархического руководства, чем на личной власти, он избежал физического уничтожения или политического преследования побежденных противников. Сталинские чистки стали к тому времени отжившим

862 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

методом. Однако в целях борьбы со своими противниками Хруще-ву пришлось сместиться, если так можно выразиться, «вправо», то есть перейти на более ревизионистские позиции, в меньшей степени поддерживаемые внутри советского блока. Поэтому он вынужден был вернуться на центристские позиции в условиях, когда мир был охвачен идеологическим и политическим брожени-ем, но также и испытывал оптимизм, вызванный успехами Совет-ского Союза в ракетном и космическом соревновании с американ-цами - запуском первой межконтинентальной баллистической ракеты и первого искусственного спутника земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 г.

Ситуация, позволившая оценить последствия такой антино-мии, представилась в связи с празднованием 40-й годовщины Ок-тябрьской революции, по случаю которой в середине ноября в Москву съехались представители 68 коммунистических партий все-го мира. В действительности было организовано две отдельные конференции: одна - правящих партий, состоявшаяся 14-16 но-ября и завершившаяся подписанием общего документа, к которо-му не захотели присоединиться югославы, другая - всеобщая, направленная на утверждение роли марксистско-ленинской идео-логии в международной политической жизни в новых условиях, на укрепление коммунистических партий после кризиса 1956 г. и на провозглашение целей коммунистов в их борьбе с капитализ-мом в своего рода новом манифесте. Эта декларация последней конференции была подписана всеми партиями, присутствовав-шими в Москве.

Во время «открытой» конференции сталкивались, хотя часто и в скрытой и малопонятной для «непосвященных» форме, реви-зионистское течение и течение «непримиримых». В самом деле, ревизионисты, чьи позиции выражали фактически только поляки, югославы и итальянцы, излагали свои тезисы перед враждебно на-строенной аудиторией, с которой Хрущев предпочитал не слиш-ком откровенничать, предоставляя изложение «непримиримых» позиций (трудно сказать по расчету или в силу объективной необ-ходимости) Мао Цзэдуну. Кстати, именно в эти дни (15 ноября) Китай и Советский Союз подписали соглашение о «новой техно-логии для национальной обороны», укреплявшее военное сотруд-ничество между двумя странами, что должно было способствовать восстановлению китайских вооруженных сил после войны в Корее и началу проведения ядерных исследований, благодаря которым позднее, в 1964 г., Китай также стал атомной державой. Иными словами, дискуссия, проходившая в момент, когда Китай, равно