Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Глава 10. Сосуществование-соперничество и деколонизация 855

ведение испытаний ядерных устройств французского производ­ства и планировала сотрудничество в этой сфере с Италией и Германией. Но только при де Голле ядерная ударная сила приоб-рела исключительно французский характер.

Более сложным был договор о ЕЭС. Страны, подписавшие договор, - Франция, Федеративная Республика Германия, Ита-лия, Бельгия, Голландия и Люксембург - поставили перед но-вым институтом задачу добиваться с помощью создания общего рынка и постепенного сближения экономических политик стран-участниц гармоничного экономического развития в Сообществе, его непрерывного и равномерного роста, увеличения стабильности, повышения уровня жизни и установления более тесных отноше-ний между странами-участницами. В этих условиях таможенный союз (то есть создание общего рынка, защищенного от внешнего мира единым тарифным барьером, при отмене внутренних пошлин и количественных ограничений) представлял собой предваритель-ное условие для формирования подлинного Сообщества, внутри которого устранялись бы любые препятствия для свободного пе-редвижения людей, услуг и капиталов, разрабатывалась общая политика в области сельского хозяйства и транспорта, создавался режим обеспечения свободной конкуренции, осуществялась ко-ординация экономических политик, предусматривалось создание Европейского социального фонда и учреждение Европейского инвестиционного банка.

Первый период претворения в жизнь договора и формирова-ния структур общего рынка должен был длиться 12 лет (а в случае необходимости 15 лет) и состоять из четырехлетних этапов. В конце каждого этапа, для которого характерно постепенное устранение, в соответствии с принятыми мерами, барьеров внутри Сообще-ства, Совет министров должен переходить к следующей фазе. За-дача претворения договора в жизнь была поручена исполнитель-ному органу, Комиссии, состоявшей из девяти членов (двое от каждой большой страны и по одному от малых стран) и облечен-ной полномочиями выступать с инициативами и координировать деятельность ЕЭС, но не получившей право принимать решения. Это право было предоставлено Совету министров, руководившего деятельностью Сообщества с учетом пожеланий правительств стран, входивших в ЕЭС: так родилась двуглавая система, в рам-ках которой вопрос о компетенциях во многом определял буду-щее Сообщества. Ассамблея, состоящая из 142 членов, была сформирована путем двустепенных выборов. Суд, состоявший из девяти членов, должен был решать споры, связанные с претворе-нием договора в жизнь.

856 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

Римские договоры были ратифицированы в течение 1957 г. и оба Сообщества начали существование с 1 января 1958 г., когда правительства и парламенты разных стран назначили своих пред-ставителей в соответствующие органы. Председательствовать в Комиссии ЕЭС был приглашен немец Вальтер Халыптейн, в про-шлом советник канцлера Аденауэра; Евратом возглавил француз Луи Арман. Огромный институциональный механизм начал свою работу. Теоретически ему предстояло распространять в Европе систему свободной экономической инициативы и конкуренции в соответствии с жесткими правилами рыночной экономики, самы-ми непреклонными сторонниками которой были немцы.

Две проблемы стояли перед теми, кто вступил на этот путь. С точки зрения экономики, основной вопрос заключался в способ-ности заинтересованных правительств и органов ЕЭС превратить общий рынок в предпосылку для создания подлинного европей-ского сообщества: это требовало сближения концепций развития и экономического положения, что осуществлялось бы более легко благодаря согласованному экономическому росту шести объеди-нившихся стран. Но этот процесс столкнулся с трудностями из-за различия во внутренней ситуации разных стран; от каждой страны потребовалось в той или иной мере приспосабливаться к прави-лам сообщества и проводить согласованную социально-экономи-ческую политику, хотя и не всегда соответствовавшую общим требованиям. Согласовать разнообразные законодательства при различии условий в странах Сообщества было весьма смелой за-дачей, которая требовала сильной воли и стремления к сближе-нию правительств шестерки, а также незаурядных способностей от руководства институтами Сообщества. Все это выявляло вторую проблему: способность Сообщества обрести собственный полити-ческий вес - нечто качественно иное, чем способность коорди-нировать проблемы - оставаясь в зависимости от правительств. Необходимо было стать институтом, способным проводить соб­ственную независимую политику. Короче говоря, стоял вопрос о «политических» полномочиях Сообщества или о трансформации ЕЭС из чисто экономического института в политическое Сооб­щество, способное разрешить проблему отношений с отдельными государствами-членами, не нарушая их национальные интересы.

Представители европеистских движений хорошо сознавали сложность этих проблем, так как понимали, что органы Сообще-ства должны были действовать в определенных институциональ-ных рамках. Прежде всего, это хорошо сознавал генерал де Голль, не смирившийся с двойственностью, которую, по его мнению, следовало устранить. Возвращение де Голля к власти во Франции