Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

намерением свергнуть законное демократическое венгерское пра-вительство. Наши войска ведут бои. Правительство находится на своем месте. Я сообщаю эту весть народу страны и общественному мнению мира».

Часом позже, в то же самое время, когда Тито солидаризиро-вался с советской интервенцией (как, впрочем, это сделали все другие представители коммунистического мира), Надь с семьей и главными соратниками, был вынужден укрыться в югославском посольстве, предоставившем ему политическое убежище. Эпизоди-ческое сопротивление продолжалось до декабря. Однако основная часть столкновений между русскими и венграми завершилась в течение нескольких дней. Настоящий вооруженный конфликт привел к нескольким тысячам жертв убитыми и ранеными; мно-гочисленным изгнанникам и подвергшимся гонениям.

В это же время Янош Кадар сформировал новое правитель-ство, которое, дистанцируясь от вины Ракоши и Гере, старалось придать себе некоторую респектабельность. Однако сторонники свободного правительства Надя были пойманы и посажены в тюрьмы. Сам Надь, который 22 ноября с югославским пропуском пытался избежать ареста, был заключен в тюрьму. Против него и его соратников развернулся судебный процесс, продлившийся долго, поскольку Хрущев, которому претили крайние меры, был вынужден одобрить их под давлением его внутренних врагов в партии. 15 июня 1958 г. «судебное разбирательство» завершилось смертным приговором И. Надю, П. Малетеру, И. Силади и М. Ги-месу, а также несколькими приговорами к различным срокам тю­ремного заключения для других обвиняемых. 16 июня приговор Имре Надю был приведен в исполнение - предупреждение для всех тех, кто вынашивал планы, угрожающие советской системе.

Венгерская революция продемонстрировала много печальных вещей. Состоявшись после событий, последовавших за берлин-ским восстанием 1953 г., она показала советской системе, что только сила удерживает вместе группу стран, которые не сплоти-лись ни политически, ни экономически. Она выявила важную характеристику советской системы: видимость глубоких структур-ных изменений вступала в противоречие с принципиальной не-возможностью вырвать с корнем национальное чувство и мест-ные политические и экономические традиции. Преобразования, которые предполагали изменения, не оставляющие странам, вовле-ченным в этот процесс, возможности вернуться к прошлому, дей-ствительно укоренялись с трудом. Эти трудности существовали во всей Восточной Европе до 1956 г., оставались они и после. Не-многие осознавали тот факт, что советское господство было по-

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 845

верхностным, основанным на бюрократической системе, и что оно не проникло в жизнь общества. Формула «национальных путей к социализму» пыталась отчасти свести эти различия к единой основе. Однако она лишь слегка прикрывала различия, которые не были и не будут стерты временем, и которые периодически будут выявляться во многих частях советской системы до того момента, пока она не придет к своему всеобщему кризису.

Иные последствия венгерский кризис имел для коммунизма в Западной Европе. Это был момент поворота, сравнимого с авгус-том 1939 г., и даже большего масштаба, учитывая, что за это вре-мя коммунистические партии Западной Европы стали более сильными и влиятельными. 1956 год показал многим (особенно многим интеллектуалам), что недостатки советского опыта не ограничивались только отклонениями личностного характера ста-линской диктатуры. Это были недостатки, внутренне присущие природе «реального социализма», то есть способу, каким СССР превращал в действительность социалистические идеи. С этого переломного момента начался медленный и неотвратимый крово-точащий процесс, который отдалил многих интеллектуалов от коммунистической идеи и пробил брешь в отношениях между за-падными компартиями и КПСС. Это был малозаметный процесс, за исключением нескольких нашумевших случаев, но также и яв­ление, которое разрушит способность компартий влиять на миро­вую интеллектуальную жизнь. Мечта о гегемонии меркла; легкое привлечение многих «товарищей с улицы» становилось невоз­можным.

Путь к выходу из кризиса был найден благодаря международ-ной системе. Несмотря на все призывы и антисоветскую ритори-ку, обрушенную на общественное мнение средствами массовой информации и пропаганды западных правительств, никто не по-шевелил и пальцем. Многие венгерские беженцы нашли убежище на Западе, где получили сочувствие и солидарность, но не поли-тическую поддержку. Именно этот печальный опыт служил одно-значным индикатором. За исключением критического пункта, в виде Берлина, Европа в тот момент считалась стабильным и мир-ным континентом, который ни одна из сверхдержав не собира-лась тревожить. Последние уже были вовлечены в другие ситуа-ции; эхо венгерских событий было приглушено последствиями Суэцкого кризиса. Для системы международных отношений вен-герский кризис был внутренним потрясением советской системы. Всякое вмешательство лишь делало ситуацию более драматичной, вновь обнажая раны, которые первая постсталинская разрядка за-тянула.

846